под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЕЛЕЙ

1. Елей, дар Божий. – Наряду с пшеницей и *вином, Е. – один из главных продуктов питания, к-рыми Бог насыщает Свой верный народ (Втор 11, 14), на земле богатой масличными деревьями (6, 11; 8, 8), на к-рой Он устроил его по Своему благоизво- лению. Е. – *благословение Божие (7, 13 слл; Иер 31, 12), лишение к-рого служит наказанием за неверие (Мих 6, 15; Авв 3, 17), а изобилие к-рого есть знамение спасения (Иоил 2, 19) и символ эсхатологического блаженства (Ос 2, 24). Притом Е. – не только пища, необходимая даже и в голодные времена (3Цар 17, 14 слл; 4Цар 4, 1–7): он также – миро (благоуханное масло) для умащения *благовония) тела (Ам 6, 6; Есф 2, 12), для укрепления членов (Иез 16, 9) и для «смягчения» ран (Ис 1, 6; Лк 10, 34); наконец, Е. в светильниках служит для освещения (Исх 27, 20 слл; Мф 25, 3–8).

Е. не следует пользоваться ни для воздаяния культа Ваалам, ибо плодородие земли исходит не от них, ни для снискания союза с языческими царствами, ибо спасение народа Божия зависит исключительно от его верности Союзу–Завету (Ос 2, 7, 10; 12, 2). Чтобы быть верными С. – Завету, недостаточно предоставлять священникам самый лучший Е. (Числ 18, 12) или, согласно обрядам, примешивать его к приносимым жертвам (Лев 2, 1…; Числ 15, 4; 28–29), или совершать возлияния Е. «неисчетными потоками»: исполнением этих правил может угодить Богу только тот, кто ходит перед Ним *путями правды и любви (Мих 6, 7 слл).

2. Символика елея. – Как елей есть знамение благословения Божия, так зеленеющее масличное дерево символизирует *праведника, благословенного Богом (Пс 51, 10; 127, 3; ср Сир 50, 10), и Премудрость Божию, открывающую в Законе путь правды и блаженства (Сир 24, 14, 19–23). Что же касается двух маслин, елей от к-рых поддерживал свет в светильнике с семью лампадами (Зах 4, 11–14), то они означали двух «сынов елея», двух Помазанников Божиих – царя и первосвященника, к-рые призваны просвещать народ и вести его по пути спасения.

Иногда с елеем сравнивается то, что как и он, проникает внутрь неуловимо (Притч 5, 3; Пс 108, 18; Притч 27, 16); главным же обр. в нем видят услаждающее и радующее своим запахом миро – прекрасный символ любви (Песн 1, 2), дружбы (Притч 27, 9) и счастья братского единения (Пс 132, 2). Е. – также символ *радости, ибо от него, как и от радости, у ч‑ка блистает лицо (Пс 103, 15). Поэтому возлить Е. кому–либо на голову – значит пожелать ему радости и счастья и оказать ему знак дружбы и почета (Пс 22, 5; 91, 11; Лк 7, 46; Мф 26, 7).

Е. царского *помазания в наивысшей степени заслуживает названия «елей радости» (Пс 44, 8); это – внешний знак *избрания Богом, сопровождающийся излитием *Духа, овладевающего избранником (1Цар 10, 1–6; 16, 13). Эта связь помазания и Духа является источником основной символики елея в хр–ских таинствах, особенно при соборовании *больных, упомянутом уже в послании Иакова (Иак 5, 14; ср Мк 6, 13); свящ. Е. сообщает хр–ну многообразную благодать Духа Св., К-рый соделал *Иисуса Помазанником в абсолютном смысле слова и явил Его Сыном Божиим. (В Евр 1, 9 ко Христу для засвидетельствования Его Божества применяется Пс 44, 8).

CL & MFL

– > благовония – Мессия – помазание


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle