под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДЕЛА, – О/ТВОРЕНИЯ

Слово «дела» может иметь самые разнообразные значения, указывать на действия, работы, всякого рода производства и, в частности, на «дела плоти», т. е. чадородие. В применении к Богу оно обозначает также все виды Его действия «вовне». В том и другом случае смысл Д. нельзя понять, не обратившись к делателю, его совершившему. За каждым ч-ским Д., за каждым ч-ским Т. следует видеть «рожденного прежде всякой твари» (Кол 1, 15): Сына Божия, с К-рым оно связано и К-рого оно по- своему выражает.

ВЗ

Прежде чем начать наше изложение, надо подчеркнуть, что Д. Божии не вмещаются в узкоисторические рамки, – они сами есть история во всей ее истине. В великих Д. Божиих можно различить два аспекта: творение и спасение, цель к-рых постепенно установить Царство Божие на земле. В ВЗ откр. следует по особому пути: Израиль узнает Бога сначала как действующего в своей истории, а затем начинает познавать Его роль в деле творения.

1. Дело Бога в истории. – Д. Божие начинает проявляться «такими делами и с могуществом таким», каким нет подобных (Втор 3, 24): освобождение Израиля, чудесные события в пустыне, где народ «видел дела» Ягве (Пс 94, 9), водворение в земле обетованной (Втор 11, 2–7; Ис Нав 24, 31). Оживление в памяти этого прошлого вызывает восторг: «Приидите и воззрите на дела Бога» (Пс 65, 3–6). Но недостаточно вспоминать о прошлом (Пс 76, 12 сл.); надо быть внимательным к Д. Господа в настоящем (Ис 5, 12; Пс 27, 5), ибо Он непрестанно все устрояет (Ис 22, 11). Надо прозревать Его грядущие Д. в *День Его (28, 21), будь то переселение в Вавилон (Авв 1, 5) или освобождение из плена (Ис 45, 11): действуя посредством *народов (Иер 51, 10) или освободителя Кира (Ис 45, 1–6), Бог исполняет Свое «дело *спасения» (41, 4) для Израиля, Своего избранного народа (43, 1; 44, 2).

Итак, Д. Бога касается прежде всего Израиля, как коллективного целого, но также и отдельных людей: не только тех, к-рых Бог призывает для служения Своему народу, как Моисея и Аарона (1Цар 12, 6), Давида и пророков; но и каждого отдельного ч‑ка, о к-ром Бог заботится даже в повседневной жизни, как это подробно рассказывает кн. Товита. Таково «дело рук Его», совершенное (Втор 32, 4), верное и истинное (Пс 32, 4), глубокое (Пс 91, 5 сл.), полное благости и любви (Пс 144, 9, 17; 137, 8), к-рое должно пробудить в сердце ч‑ка безграничную радость (Пс 106, 22; Тов 12, 22).

2. Дело Бога в творении. – С самого начала Израиль не мог не восхищаться «Тем, Кто создал небо и землю» (Быт 14, 19), «Семизвездие и Орион… Кто создал горы и ветер» (Ам 5, 8; 4, 13). Д. (*творение) Бога Творца становится основанием для упования на Бога как на Владыку истории: не есть ли это творение столь прочное, величественное, могущественное, залог могущества и верности Бога (Ис 40, 12 слл)? Его восхваляют за все, что является «делом Его рук»: за небеса (Пс 18, 2), за землю (101, 26) и за то, что Он поставил ч‑ка «над делами рук» Своих (8, 4–7). «Да славят Господа все дела Его» (144, 10), дивную красоту к-рых люди видят (Иов 36, 24 сл.). Сознавая себя творением Божиим, ч-к должен в этом убеждении, основанном на вере, черпать подлинное дерзновение, ибо Бог не может «презирать дела рук Своих» (Иов 10, 3), но также и глубокое смирение, ибо «скажет ли изделие о сделавшем его»: «не он сделал меня»? (Ис 29, 16; 45, 9; Прем 12, 12; Рим 9, 20 сл.).

3. Премудрость – божественная художница. – Движение, ведущее от Бога, Владыки истории, к Богу Творцу завершается с своей последней стадии неким предчувствием творческого *Слова в Боге, – *Духа, управляющего ходом мира. Кн. Сына Сир содержит размышления о Д. Божием в творении (42, 15–43, 33) и во времени (44, 1–50, 29); в кн. Прем есть попытка изложить как бы богословие истории (10–19). В обеих кн. утверждается, что Божественная Премудрость действует здесь на земле. Представленная как «художница творения» (Притч 8, 30), эта царственная Премудрость была создана (греч) Богом в начале Его замыслов, прежде самых первых Его творений (8, 22). Она избрала для Своего пребывания преимущественно Израиль (Сир 24, 3–8), но существовала она много раньше (24, 9), ибо была «художницей всего» (Прем 7, 21): через свое Д. она дала ч-ку познать Господа, Владыку природы и истории.

По *образу Бога, своего Создателя, ч-к должен тоже всегда быть занят Д-м.

1. У истоков человеческих дел. – Ч‑ка побуждает действовать не только внутренная потребность, но и *воля Божия. Уже в раю она открывается ему в виде заповеди, отвечающей *замыслу Ягве (Быт 2, 15 сл.). Т. обр. Д. ч‑ка являют собою как бы расцвет божественного Д. Однако они требуют от ч‑ка усилия, принятия обязательства, выбора. Воля Божия представляется ч-ской *свободе конкретно в виде *Закона, находящегося вне ч‑ка и обязывающего его к *послушанию.

2. Главнейшие дела ч‑ка. – Прежде чем были перечислены заповеди Закона, повествование о сотворении указывает на два главных Д., к-рые ч-к должен осуществлять: чадородие и труд.

Ч-к призван к *чадородию: чтобы населить землю (Быт 1, 28), он рождает сыновей по своему образу (5, 1 слл), к-рый сам воспроизводит образ Божий. В силу этой обязанности род патриархов положил начало народу израильскому, – посреднику для всех племен земли, – от к-рого родился наконец Христос. Т. обр. плотское рождение приобретает двоякий смысл – в творении и в истории спасения. Ч-к должен также *трудиться, чтобы обладать землей и владычествовать над нею (Быт 1, 28), даже если за его грех земля проклята (3, 17 слл). Труд этот дает ему возможность существовать (3, 19), но полный религиозный смысл труда достигается в культе: самое прекрасное дело Израиля – *Храм, построенный во славу Божию.

Правда, существует опасность, что люди отведут от цели оба главные дела, оскверняя способность к деторождению (Рим 1, 26 сл.) или поклоняясь Д. рук своих, превращая их в безгласных идолов (1Кор 12, 2). Закон своими заповедями служит для предотвращения ч-ских Д. от такого рода искажения. В нем предписывается также много других Д., среди к-рых позднее иудейство ставит особое ударение на Д., относящиеся к *ближнему: подавать *милостыню, посещать больных, погребать умерших. Это добрые Д. по преимуществу.

3. Цель дел. – Иудейство никогда не теряло из вида, что Д., предписанные Законом, предназначались для достижения Царства Божия. Однако истинный смысл предназначенных к исполнению Д. зачастую скрывался казуистикой, сосредоточивавшей усилие ч‑ка на букве Закона. Плохое понимание *С./Завета способствовало превращению его в простой контракт и сообщало его «исполнителям» слишком большую уверенность (*доверие) в своих ч-ских возможностях, как будто исполненные Д. давали ч-ку некое право на Бога и были достаточными для достижения внутренней *праведности. Иисус восстал против такого ложного понимания религии, напоминая единственный смысл ч-ских Д.: явить *славу Божию, ибо через ч‑ка действует только Бог.

НЗ

«Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин 5, 17). Этими словами Иисус подчеркивает тождество действий Сына и Отца, ибо Д. Отца выражено в полноте Д-ом Сына.

1. Иисус Христос, совершенный образ Бога невидимого. – Иисус, видимый образ Отца, есть та *Премудрость, о к-рой говорится в ВЗ. Через Него все было сотворено в начале, и через Него совершается в истории Д. спасения. В Его притчах звучит гармония творения: напр., родство закона произрастания зерна и духовного плодоношения, основанного на жертве (Ин 12, 24). Он спасает Д. ч-ские от опасности, угрожающей им, открывая скрытый духовный смысл чадородия (Лк 11, 27 сл.), глубокое значение *Храма и *культа (Ин 4, 21–24). Он сосредоточивает в своем лице ожидание Царства и *послушание Закону. Так как Д. ч‑ка должно быть исполнено по образу Д. Божия, достаточно отныне видеть Иисуса, чтобы научиться действовать по *воле Отца.

2. Иисус и дела Отца. – Синоптики лишь изредка упоминают о Д-х Иисуса (Мф 11, 2), хотя они и повествуют о Его *чудесах и деяниях, готовящих будущее Его *Церкви. Что же касается Иоанна, то он говорит о Христе творящем (*исполнять) Д., к-рые Отец дал Ему совершить (Ин 5, 36). Эти Д. свидетельствуют, что Он не только Мессия, но также и *Сын Божий, ибо Д. эти тождественны Д. Отца при сохранении различия между Теми, Кто их совершает. Отец не дал Сыну ни Д. уже законченных, ни Д., предназначенных к простому исполнению, в форме заповедей (4, 34; 15, 10), ибо все Д. творятся вместе Отцом и Сыном (14, 10; 9, 31; 11, 22, 41 сл.). *Миссия Сына – прославить Отца, т. е. довести до завершения Д. *спасения людей, единое Д., осуществить к-рое на земле есть воля Отца; этим завершением является *Крестная смерть (17, 4). Все Д. Христа сводятся к ней. Они не только – *печать на миссии Иисуса (6, 27); они через Сына открывают Отца (14, 9 сл.). Сын столь же деятелен, как и Отец, но действует Он именно как Сын, в любви, соединяющей Его нераздельно с Отцом.

3. Христос проливает свет на дела человеческие. – Приходя в греховный *мир, Иисус проливает свет и на ч-ские Д., и в этом свете совершается отсев и *суд. «Суд же состоит в том, что *свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что Д. их были злы. Ибо всякий, делающий зло, ненавидит свет, и не идет к свету, чтобы не были изобличены Д. его. А творящий истину идет к свету, дабы явны были Д. его, потому что они в Боге сделаны» (греч Ин 3, 19 слл). Родившись и живя среди людей, Христос открывает им истинный смысл их существования. До встречи с Ним они жили как бы во тьме (1, 5), к-рая не была еще состоянием греха в точном смысле этого слова (см 9, 41; 15, 24). С пришествием Иисуса выявляется их собственная глубинная сущность, в к-рой они до сих пор не различали вполне ясно добрую сторо· ну от злой. Отношение их к Сыну Ч-скому, зависящее от их прежнего поведения, как бы синтезирует их прошлое и раскрывает его в истинном свете. Это не значит, что для конечного единения со Христом достаточно одних «добрых дел», но если оно действительно достигнуто, это являет, что совершенные ч-ком Д. были поистине добрыми (см Еф 5, 6–14).

Д. верующего получает свой полный смысл лишь сообразуясь с Д. Иисуса Христа; чрез Духа Св. ему дается исполнять новый Закон любви и содействовать созиданию Тела Христова.

1. Вера, единое дело. – Согласно синоптикам, Иисус требует исполнения «добрых дел» с чистым намерением (Мф 5, 16). Он выявляет единство заповедей *Закона, сводя их к двум главным заповедям (22. 36–40 п) и производя т. обр. необходимое упрощение и очищение среди бесчисленных Д., предписывавшихся евр. *преданием. В 4-ом Еванг. это упрощение выявляется еще больше. *Евреям, спрашивавшим, что им делать, чтобы «творить дела Божии», Иисус ответил: «Вот дело Божие: чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин 6, 28 сл.). *Воля Божия сводится к *вере в Иисуса, творящего Д. Отчие.

То же имеет в виду горячий полемист Павел, отвергая *оправдание посредством Д. *Закона: не Закон, не Д. как таковые являются источником *спасения, но *Крестная смерть Иисуса и *благодать, принятая с *верою. Это критическое отношение к возможности спасения только через Д., касается не только евр. Закона; оно относится ко всякой религиозной практике, исполнители к-рой претендуют, что она ведет к спасению сама по себе.

2. Любовь, дело веры. – Хотя Д. – не источник спасения, они все же – необходимое выражение веры. Иаков настаивает на этом (2, 14–26), как и Павел (см Еф 2, 10). Есть «дела веры», являющиеся *плодом Духа (Гал 5, 22 сл.). Вера, к-рой ждет от нас Христос, это вера, «действующая любовью» (Гал 5, 6). К исполнению этой заповеди любви, в к-рой содержится весь Закон (5, 14), сводятся все Д. веры, к-рые противопоставляются множественности злых Д. (Гал 5, 19 слл). Таково «дело веры, труд любви» (1Фес 1, 3). Иисус учил хранить свой *светильник зажженным (Мф 25, 1–13), умножать таланты (25, 14–30), любить своих братьев (25, 31–46) в ожидании Его возвращения. Заповедь любви есть Его завет (Ин 13, 34). Апостолы принимают это учение и следуют ему.

3. Созидание Церкви, Тела Христова. – Д. любви не находит своего завершения в поддержке, оказываемой отдельным людям. Идя дальше этой цели, оно включается в великое Д. Христа, предустановленное от вечности: *созидание Его *Тела, К-рое есть Церковь. Ибо «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые Д., к-рые Бог предназначил нам исполнять» (Еф 2, 10). Это тайна содействия ч‑ка в Д. Бога, К-рый совершает все во всех и сообщает действию ч‑ка достоинство и вечное значение (см 1Кор 1, 9; 15, 58; Рим 14, 20; Флп 1, 6). В этой новой перспективе небесная награда может иметь связь с Д-ми, совершенными ч-ком на земле. «Блаженны мертвые, умирающие в Господе», ибо «дела их идут вслед за ними» (Откр 14, 13).

FА & XLD

– > Авраам II 3 – благодать – вера III 2 – воздаяние I, III 1 – воля Божия НЗ I 2, II 2 – Закон Б III 5, В III 1 – исполнить НЗ 2 – плод – плодовитость III 3 – правда – созидать – сотворение – труд – чудо I 2 6 в, III 2 б


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle