под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ДВЕРЬ/ВРАТА

Когда Д. открыта, через нее можно свободно пройти, войти и выйти: она символизирует гостеприимство (Иов 31, 32), предоставленную возможность (1Кор 16, 9). Когда она затворена, она препятствует проходу – защищает (Ин 20, 19) или символизирует отказ (Мф 25, 10). Т. обр.,она наводит на мысль о своего рода просеивании.

ВЗ

Вход в город защищен большими укрепленными воротами; они охраняют от нападения врага и открываются для друзей: «пришлец, к-рый во вратах» (Исх 20, 10), имеет часть в преимуществах Израиля. Итак В. обеспечивают безопасность жителей и дают возможность городу образоваться в общину; жизнь города сосредоточивается у В.: это место встреч (Иов 29, 7; Пс 68, 13), торговых дел (Быт 23, 11–18; Руф 4, 1–11), политических интриг (2Цар 15, 1–6), отправления на войну (3Цар 22, 10), и главным обр. суда (Втор 21, 19; 22, 15; 25, 7; Ам 5. 10, 15; Иов 5, 4; 31, 21; Притч 22, 22; 24, 7). В. наводят на мысль о правосудии и безопасности (Ис 28, 6). Они как бы отожествляются с городом и могут обозначать сам город (Втор 28, 52–57), а иногда и символизировать его *могущество. Овладеть В. значит подчинить себе город (Быт 22, 17) и освободить пленных (Пс 106, 16; Ис 45, 2); получить его ключи значит быть облеченным властью (Ис 22, 22). По аналогии говорят о вратах преисподней или *смерти, указывая на таинственное место пребывания, куда уходит всякий ч-к (Пс 106, 18; Ис 38, 10); вход в нее, а также ее мощь, знает лишь Бог (Иов 38, 17) и только Он может ее победить (Пс 9, 14; Прем 16, 13; ср Мф 16, 18).

Иерусалим – святой город с древними В. (Пс 23, 7 слл), к-рые так любит Ягве (Пс 86), ибо Он Сам их укрепил (Пс 147, 2). *Паломник, вошедший через эти В., испытывает чувство единства и мира (Пс 121). Иерусалим, считавшийся неприступным, обеспечивал безопасность своим жителям, закрывая свои В.; однако суд у его В. не был правым (Ис 1, 21 сл.; 29, 21). Пророки прозревают новый Иерусалим, открытый всем народам и в то же время утвердившийся в мире и справедливости (Ис 26, 1–5; 60, 11; Иез 48, 30 слл; Зах 2, 8 сл.; 8, 16).

Ягве отверзает Д. неба, чтобы ниспослать дождь, манну (Пс 77, 23) и всякие *благословения на землю (Мал 3, 10); но с тех пор как закрыт рай, ч-к не имеет непосредственного общения с Богом. Теперь общение между двумя мирами, божественным и земным, устанавливается посредством богослужебного *культа: так Иаков увидел в Вефиле «врата небесные» (Быт 28, 17); Израильтянин, входящий во врата Храма и желающий приблизиться к Ягве (Пс 99, 4), слышит напоминание священника об условиях входа в Храм: верность Завету и справедливость (Пс 14; 23; Ис 33, 15 сл.; ср Мих 6, 6–8; Зах 8, 16 сл.): «Вот врата Господа, праведные войдут в них» (Пс 117, 20). В свою очередь Иеремия, стоя у тех же врат, провозглашает, что эти условия не выполняются: и поэтому обманчива их уверенность в близости Ягве и Храм обречен на запустение (Иер 7; ср Иез 8–11). Иерусалим теряет смысл своего существования. Чтобы городу стать святым, лучше «искоренять зло из своей среды» нежели закрывать врата *народам. Израиль осознает, что ч-к не может подняться на небо, после того как Храм был разрушен, и тогда в молитве он просит Бога расторгнуть небеса и сойти Самому (Ис 64, 1): да станет Он во главе стада, чтобы оно могло войти в ворота (Мих 2, 12 сл.; ср Ин 10, 4).

НЗ

Иисус исполняет это желание; во время Его крещения небо отверзается, и Он становится Сам истинной Д. небесной, снисшедшей на землю (Ин 1, 51; ср Быт 28, 17), Д., ведущей к пажитям, где свободно раздаются Божии блага (Ин 10, 9); единственным посредником: через Него Бог общается с людьми, через Него люди имеют доступ к Отцу (Еф 2, 18; Евр 10, 19). Именно Он имеет ключ Давидов (Откр 3, 7) и ставит условия для входа в Царство. Вход в жизнь, во спасение, представленные как город или брачный чертог, вход в Царство, ключи к-рого Он дал Петру (Мф 16, 19), совершается через тесные В. – обращение (Мф 7, 13 сл.; Лк 13, 24), веру (Деян 14, 27; Еф 3, 12). Тот, кто не будет бодрствовать, найдет Д. закрытыми (Мф 25, 10; Лк 13, 25). Но Иисус, овладевший ключей Смерти и Ада (Откр 1, 18), победил зло и дал Своей Церкви такую силу, что В. адовы не могут одолеть ее (Мф 16, 18).

В конце времен город и небо отожествляются. В Откр. Ин мы видим, как осуществляются предвозвещения Исаии, Иезекииля и Захарии: в небесном Иерусалиме 12 Д.; они всегда открыты и однако зло не проникает в него; там царят мир и справедливость; там осуществлено совершенное общение Бога с ч-ством (21, 12–27; 22, 14–15).

JB

– > ад – пастырь и стадо НЗ 1 – смерть ВЗ I 2 – спасение НЗ I 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle