под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ГЛАВА, ГОЛОВА

Интерес слова Г. заключается главным обр. в его христологическом применении в Посл. Павла. Чтобы выразить верховную власть *Иисуса Христа, Павел смело использовал многогранность этой темы и широко применял этот образ.

1. Христос – Глава угла. – За прямым смыслом евр. рош и греч. κεφαλή, обозначающих Г. ч‑ка или животного, и употреблением этого слова в характеристиках чувств и отношений, выражающих радость, скорбь или насмешку, открывается метафорический смысл в применении этого слова ко всему, что в неодушевленном мире является первоначальным (начало пути или года, фасад здания), или лучшим или высшим (верхушка дерева, вершина горы или башни: Быт 11, 4; Зах 4, 7). Вероятно в этом последнем смысле надо понимать образ Пс 117, 22: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла». Именно этот образ часто встречается в НЗ в применении ко Христу: Он – главный камень, увенчивающий новый *храм, обеспечивающий его устойчивость и придающий ему его значение. (Мф 21, 42 п; Деян 4, 11; 1Петр 2, 7; Еф 2, 20). Нек–рые авторы в этом краеугольном камне видят основание, на к-ром покоится все здание.

2. Христос, глава вселенной. – В другом метафорическом смысле слово Г. применяется к людям, идущим впереди (см Г., противополагаемая хвосту во Втор 28, 13, 43 сл.; Ис 9, 13) и в особенности к вождям (Исх 6, 14; 1Цар 15, 17; Иов 29, 25; Дан 7, 6; Откр 12, 3). Этот смысл находим также в 1Кор 11, 3:

«Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Именно к такому значению Г. относятся указания на главенство Христа над всем сущим (1Кор 11, 3; Кол 2, 10; см Еф 1, 10, 22).

3. Христос – Глава Церкви. – Павел называет Христа Главою Тела, т. е. Церкви (Кол 1, 18; 2, 19; Еф 1 .22 сл.; 4, 15). Это представление, в к-ром Г означает не один из членов тела, а начало жизни, крепости и возрастания, как бы заключает в себе дальнейшее развитие учения Павла о Церкви (Кол 2, 19; Еф 4, 15 сл.). В самом деле, в 1 Кор Церковь через крещение и Евхаристию соединяется со Христом так, что становится Его *Телом. Внутри этого единства остается, однако, существенное различие между Христом, уже пришедшим к цели и проявляющим свое животворное действие – и совокупностью хр-н, все получающих от Него. По всей вероятности, имея в виду это различие в единстве, Павел дошел до представления о Христе, как о Главе Тела, а в Еф 5, 23 он видит во Христе Супруга, т. е. Главу Церкви.

4. Связь между этими представлениями. – Заметим однако, что Павел часто соединяет эти различные представления о Христе – Главе угла нового храма, Главе Вселенной, Главе Тела Церкви. Первое представление, вероятно самое старое и традиционное (Деян 4, 11; Мф 21, 42 п), встречается особенно в Еф в соединении с третьим (см параллелизм в описании Храма в Еф 2, 20 сл и в описании Тела в Еф 4, 16; см также употребление слова «созидание» в этом последнем ст, также как и в ст 12-м). Наконец, Христос не случайно является в Посл. Павла одновременно Главой Церкви и Главой Вселенной. Мы уже видели, что эти два представления – не тождественны: Церковь есть часть вселенной, но только она может называться Телом Христовым и Невестой Христовой. Т. обр. Христос ее Глава – в смысле преимущественном, тогда как вселенная, прежде чем принять соединение с Церковью и т. обр. претвориться в Тело Христово, в непорочную Невесту и в Святой Храм, добровольно или в силу необходимости подвластна первенству Того, Кто, соединив все небесное и земное под единым Главой (Еф 1, 10), возжелал их очистить, оживотворить и обеспечить Собой крепость этого Святого Храма.

PL

– > власть – камень 4 – мир (космос) II 2 – супруг/супруга НЗ 1 – Тело Христа III 2 – Церковь V 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle