под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВРАГ

1. Постоянство и пределы этого явления. – В Библии ч-к всегда находится перед лицом В.: это для него самоочевидный факт. Вражда появляется уже в семье, противопоставляя Каина Авелю (Быт 4, 1–16), Сарру – Агари (Быт 16, 1–7), Иакова – Исаву (Быт 27–29), Иосифа – его братьям (Быт 37, 4), Анну – Феннане (1Цар 1, 6 сл.). В гражданской жизни пророки и псалмопевцы сетуют на своих В. (Пс 30; 34; 41, 10; Иер 18, 18–23). Этими В-ми могут быть их близкие (Мих 7, 6; Иер 12, 6) или старые *друзья (Пс 54, 13 слл). Это стало как бы одной из схем библ. мышления: каждое несчастье объясняется кознями В., и в псалмах *больной почти всегда представлен как преследуемый (Пс 13; 37, 1.16). Однако, по Закону, В., если он принадлежит к обществу Израилеву, имеет право на правосудие (Исх 23, 4; Числ 35, 15). И сам народ образуется в этом мире вражды. Но вражда бывает разная: в отношении Хананеев и Амаликитян она беспощадна (Исх 17, 16; 1Цар 15), в отношении же Моавитян и Аммонитян она сводится лишь к своего рода «холодной войне» (Втор 23, 3–6); а относительно Идумеев и Египтян Второзаконие указывает, что *чужестранец – не обязательно В. (23, 7).

2. Происхождение. – Как объяснить постоянство такого явления в свящ. истории? В действительности это просто историческое явление, существующее с того времени, как через грех появилась *ненависть. Израиль осознает себя нацией в условиях этого мира, где нет жалости. Требовать от него иных чувств значило бы не иметь представления о ч-стве того времени. Бог принимает ч‑ка, каков он есть. Нападение на Хананеев обосновывается тем, что они идолопоклонники (Быт 15, 16; Втор 20, 16 слл), но также и тем, что они занимают территорию Земли обетованной (Втор 2, 12). На этой стадии можно констатировать известное отожествление В. Божиих с В. народа: «Врагом буду врагов твоих» (Исх 23, 22).

1. Характерный случай. – Рассказ о борьбе Саула с Давидом представляет собою самое подробное из дошедших до нас описаний личной вражды. В нем один В. – Саул. Он покушается на жизнь Давида (1Цар 18, 10 сл.; 19, 9–17) и восстает против и божественного и земного решения об избрании в цари его соперника. Самая глубокая причина его ненависти: зависть, как это можно часто видеть в Библии. Что же касается Давида, то он старается не заразиться ненавистью Саула и ведет себя так, что, хотя хр-н и должен превзойти его поведение, ему нужно много потрудиться, чтобы сначала хотя бы сравняться с ним. Многие друзья Божии, каждый по–своему, пережили драму, подобную драме Давида, к-рая так богата примерами нравственного благородства. Проникая их волю к жизни, зов Божий помог им преодолеть свой эгоизм, не теряя при этом привязанности к существованию.

2. Опыт поражения. – Израиль как народ пережил подобный же опыт. На одну завоевательную *войну (какой было завоевание Ханаана), сколько пришлось выдержать войн оборонительных? Со временем образ В. постепенно слился с образом угнетателя; трудно было в таких условиях лелеять мечты о великодержавности. Так Израиль понял, что Ягве, вместо того, чтобы умножить силы праведника, предпочитает освободить его Сам (Исх 14, 13 сл, 30). В. побежден не праведником, к-рого он угнетал, а погибает жертвой самого себя (Пс 7, 13–17; ср Саул, Аман…). До своего поражения он побеждает не беспричинно; он *карает во имя Божие и, помимо своей воли, учит. Полное устранение В. связано с полнотой *благословения (Быт 22, 17; 49, 8; Втор 28, 7). Но Ягве оставляет врагов на протяжении всей истории (Суд 2, 3; 2, 20–23; Втор 7, 22). А это имеет двоякое значение: оно показывает уровень свершения *обетования и уровень *верности народа. И с той, и с другой стороны еще не настала *полнота времен.

3. Дело времени. – Те, кто повторял *проклятия псалмопевца долго после него, не могли это делать во имя тех же частных интересов или по отношению к тем же лицам: теряя свою конкретность, чувства как бы очищаются. Подобная очищенность наблюдается в кн. Прем. (10–19), к-рая отмечает в истории скорее идеологические конфликты, чем конфликты интересов. Что же касается Маккавеев, то они, вернувшись к традиции свящ. *войны, борются «за жизнь свою и постановления свои» (1 Макк 2, 40; 3, 21), ясно сознавая и различие и согласованность этих двух целей. В общем, с одной стороны, остается действенным юридический принцип возмездия, к-рый, впрочем, служил для ограничения кровной *мести (ср Быт 4, 15, 24), и победа Израиля представляется как истребление его врагов (Есф); с другой стороны, опыт и божественный свет направляют сердца к *любви. В своих советах благоразумия Сын Сир. требует, чтобы ч-к *прощал, дабы быть прощенным Богом (Сир 28, 1–7; ср Притч 24, 29). Это требование Самого Иисуса.

1. Заповедь и пример. – «Любите врагов ваших, делайте добро ненавидящим вас» (Мф 5, 44 п). Эта заповедь выделяется среди самых новых требований (ср 5, 43) Иисуса. У Него Самого были В, к-рые «не хотели, чтобы Он царствовал над ними», как говорится в одной притче (Лк 19, 27). Они Его предали смерти, а Он на Кресте простил им (Лк 23, 34). Так должен поступать *ученик, подражая своему Учителю (ср 1Петр 2, 23), подражая *Отцу, К-рый на небесах (Мф 5, 45 слл), от К-рого он тоже сможет получить *прощение (ср Мф 6, 12). Прощающий хр–нин не строит себе иллюзий о мире, в к-ром он живет, точно так же как Иисус не имел иллюзий относительно *фарисеев или Ирода. Но Он буквально исполняет совет Писания: собирать горящие уголья на голову своего врага (Рим 12, 20 = Притч 25, 21 сл.). Это не *месть: *огонь этот превратится в любовь, если В. на это согласится; ч-к, любящий В. своего, стремится сделать его своим *другом и действует при этом с надлежащей мудростью. Сам Бог дает нам в этом пример: когда мы были его В., Он *примирил нас с Собой через смерть Сына Своего (Рим 5, 10).

2. Победа над враждой. – Следовательно, Иисус пришел не отрицать вражду, а выявить ее в полной мере в момент победы над ней. Она не является обычным фактом; она есть тайна, знак царства *Сатаны, В-а в абсолютном смысле: начиная с Едемского сада, он враждует с сынами Евы (Быт 3, 25). Будучи В. людей и Бога, он сеет на земле плевелы (Мф 13, 39); поэтому мы подвергаемся его нападениям. Но Иисус дал Своим власть над всякой вражеской *Силой (Лк 10, 19). Она принадлежит им как результат борьбы, в к-рой Он восторжествовал через самое Свое поражение; через удары Своих В-в, Он принял удары Сатаны и победил смертью *смерть. Т. обр. Он разрушил «стену вражды», разделявшую ч-ство (Еф 2, 14–16). До того *дня, когда Христос уничтожит навсегда «последнего врага» – Смерть, чтобы «низложить всех Сврих врагов под ноги Свои» (1Кор 15, 25 сл.), хр–нин борется вместе с Иисусом против древнего врага рода ч-ского (Еф 6, 11–17). Нек–рые его ближние ведут себя как В. Креста Христова (Флп 3, 18), но он знает, что *Крест Христов приведет его к победе, ибо *Крест – единственное место *примирения с Богом и между людьми.

РВР

– > Антихрист – брат ВЗ 3 – война – гонение – друг – животные 0 – любовь II ВЗ, НЗ в – насилие IV 2 – ненависть – победа – проклятие II – прощение III – Сатана – чужестранец 0


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle