под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОСКРЕСЕНИЕ

Библ. идея В. ни в чем не соответствует греческой идее бессмертия. По греч. пониманию душа ч‑ка, нетленная по своей природе, приобщается божественному бессмертию сразу же после смерти, освобождающей ее от уз тела. По библ. же пониманию ч-ская личность, в силу своего теперешнего состояния, вся целиком обречена подпасть власти *смерти: *душа станет пленницей шеола, тогда как *тело истлеет в могиле; но это будет только переходным состоянием, из к-рого ч-к по особой милости Божией воспрянет живым, подобно тому как встают с земли, на к-рой лежали, как восстают от сна. Эта идея, определенно высказанная уже в ВЗ, стала средоточием хр–ской веры и надежды с тех пор, как Христос Сам вернулся к жизни, в качестве «первенца из мертвых».

ВЗ

Натуральные культы древнего Востока отводили значительное место мифу умирающего и воскресающего бога, выражающему в драматической форме известный всем людям опыт весеннего возрождения жизни после ее зимнего оцепенения. Такими богами были Озирис в Египте, Таммуз в Месопотамии, Ваал в Ханаане (в позднюю эпоху превратившийся в Адониса). Их драма, разыгравшаяся в первичное *время, бесконечно повторялась в кругообороте природы: считалось, что обряды, воспроизводившие эту священную драму, содействовали обновлению ее действенной силы, столь необходимой для пастушеских и земледельческих народов.

ВЗ-ное откр. с самого начала полностью порывает с этой мифологией и ее обрядами. Единый *Бог есть также и единый Владыка жизни и смерти: Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар 2, 6; Втор 32, 39), ибо и над преисподней (шеолом) Он властен (*могущество) (Ам 9, 2; Пс 138, 8). Оттого и весеннее В. природы происходит по действию Его *Слова и Его *Духа (ср Быт 1, 11 сл 22, 28; 8, 22; Пс 103, 29 сл.). Это тем более относится к людям: Он избавляет их жизнь от могилы (Пс 102, 4) и Он возвращает им жизнь (Пс 40, 3; 79, 19); Он не оставляет в шеоле души друзей Своих и не дает им увидеть тление (Пс 15, 10 сл.).

Такие выражения нужно понимать, по всей вероятности, как высказанную в гиперболической форме идею о возможности отсрочки смерти на некоторое время. Но чудеса воскрешения, совершаемые пророками Илией и Елисеем (3Цар 17, 17–23; 4Цар 4, 33 слл; 13, 21) показывают, что Ягве может и мертвых оживлять, вызывая их из шеола, куда они сошли. Это возвращение к жизни не имеет, очевидно, уже ничего общего с мифическим В. умерших богов, кроме пространственного образа – движения снизу вверх – к-рый символизирует восхождение из адской бездны на землю живых.

В первой серии текстов этот образ В-я применяется для выражения общей надежды израильского народа. Будучи поражен Божиими *карами, он может быть сравнен с больным, к-рого подстерегает смерть (ср Ис 1, 5 сл.), и даже с трупом, ставшим добычей смерти. Но если он обратится, то не возвратит ли Ягве его к жизни? «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он (…) оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос 6, 1 сл.).

Это не просто пожелание людей, ибо пророческие обетования определенно свидетельствуют, что так и будет. После испытания *плена Бог воскресит Свой народ, как уже иссохшие кости, возвращаемые к жизни (Иез 37, 1–14). Он пробудит *Иерусалим и воздвигнет его из праха, в к-ром тот лежал как бы мертвый (Ис 51, 17; 60, 1). Он оживит мертвецов, восставит мертвые тела, пробудит лежащих в прахе (Ис 26, 19). Это В., вероятно, метафорический образ, но им уже выражается подлинное избавление от власти шеола: «Смерть! где твое жало? ад (евр шеол)! где твоя победа?» (Ос 13, 14). Бог торжествует т. обр. над смертью на благо Своего народа.

Даже верная часть Израиля могла временно впасть во власть *ада, как *Отрок Ягве, умерший и погребенный со злодеями (Ис 53, 8 сл, 12). Но придет день, когда снова подобно Отроку праведный *Остаток продолжит свои дни, увидит *свет и разделит добычу *победы (Ис 53, 10 слл). Это первый, еще таинственный набросок такого обетования В-я, в силу к-рого страдающие праведники увидят, наконец, своего Защитника, восстающего и берущего их дело в Свои руки (ср Иов 19, 25 сл по толкованию Вульг).

Откр. достигает новой стадии развития в эпоху маккавейского кризиса. В связи с гонением Антиоха и мученичеством особенно остро ставится проблема индивидуального *воздаяния. В основе лежит уверенность, что надо ждать Царства Божия и конечного торжества народа святых Всевышнего, как это с давних пор возвещено пророчествами (Дан 7, 13 сл, 27; ср 2, 44). Но что будет со *святыми, умершими за веру? Откр. Даниила отвечает: «Многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан 12, 2). Следовательно, образ В-я у Иезекииля и в Ис 26 надо понимать реалистически: Бог возведет умерших из шеола, чтобы они участвовали в *Царстве. Однако новая *жизнь, в к-рую они тогда войдут, уже не будет подобна жизни теперешнего мира: это будет жизнь преображенная (Дан 12, 3). Такова надежда, поддерживающая *мучеников среди их *испытаний: у них могут отнять телесную жизнь; но Бог творящий есть также Бог воскрешающий (2 Макк 7, 9, 11, 22; 14, 46): для нечестивых же не будет В-я к жизни (2 Макк 7, 14).

С этого момента учение о В-ии становится общим достоянием иудейства. Хотя саддукейская секта не принимает его из приверженности к старине (ср Деян 23, 8) и даже пытается высмеивать, задавая иронические вопросы (Мф 22, 23–28 п), оно исповедуется как фарисеями, так и той сектой, из к-рой происходит кн. Еноха (вероятно – раннее ессейство). Но тогда как некоторые истолковывают В. материалистически, эта кн. дает о нем уже весьма одухотворенное представление: когда *души умерших выйдут из ада, чтобы вернуться к жизни, они войдут в преображенную вселенную, уготованную Богом для «мира грядущего». То же представление мы находим у Иисуса: «В В-ии пребывают как ангелы на небе» (Мф 22, 30 п).

НЗ

1. Предвестие. – Иисус не только верит в В. праведников в последний день; Он знает, что начало тайны В-я должно быть положено Им, получившим от Бога власть над *жизнью и *смертью. Эту *власть, полученную Им от Отца, Он проявляет, возвращая к жизни нескольких умерших по мольбе их близких: дочь Иаира (Мк 5, 21–42 п), сына вдовы Наинской (Лк 7, 11–17), Своего друга Лазаря (Ин 11). Эти воскрешения, напоминающие чудеса пророков, уже представляют собой прикровенное предвозвещение Его В-я, хотя оно будет совсем иного порядка.

К этому относятся и Его ясные предсказания: Сын Ч-ский должен умереть и в третий день воскреснуть (Мк 8, 31; 9, 31; 10, 34 п). Согласно Мф, это – «знамение Ионы»; Сын Ч-ский пробудет три дня и три ночи в сердце земли (Мф 12, 40). Это также – знамение *храма: «Разрушьте храм этот, и Я в три дня воздвигну его»… «Он говорил о храме тела Своего» (Ин 2, 19 слл; ср Мф 26, 61 п). Это возвещение В-я из мертвых остается непонятным даже для Двенадцати (ср Мк 9, 10) и тем более для врагов Иисуса, к-рым оно дает повод поставить стражу у Его гробницы (Мф 27, 63 сл.).

2. Опыт пасхальной тайны. – Итак, Двенадцать не могли понять, что возвещение о В-ии в Писаниях относилось в первую очередь к Самому Иисусу (Ин 20, 9); вот почему Его смерть и погребение привели их в отчаяние (ср Мк 16, 14; Лк 24, 21–24, 37; Ин 20, 19). Нужны были пасхальные события, чтобы они поверили. Нахождение гроба пустым было недостаточным, чтобы их убедить: этот факт мог быть объяснен просто похищением мертвого тела (Лк 24, 11 сл.; Ин 20, 2). Один только Иоанн уверовал немедленно (Ин 20, 8).

Но затем начинаются явления Воскресшего. Их перечень не вполне совпадает у Павла (1Кор 15, 5 слл) и у евангелистов; но сколько именно их было – не так важно. Христос является «в течение многих дней» (Деян 13, 31); в другом месте уточнено: «сорок дней» (1, 3) до знаменательного события *Вознесения. Повествования подчеркивают конкретный характер этих явлений: Тот, Кто является – действительно Иисус Назарянин; апостолы видят Его и прикасаются к Нему (Лк 24, 36–40; Ин 20, 19–29), они едят вместе с Ним (Лк 24, 29 сл, 41 сл.; Ин 21, 9–13; Деян 10, 41). Он посреди них не как призрак, но со Своим собственным телом (Мф 28, 9; Лк 24, 27 слл; Ин 20, 20, 27 слл). Однако, это *тело уже не подвержено обычным условиям земной жизни (Ин 20, 19; ср 20, 17). Хотя Иисус совершает те же действия, что и во время Своего общественного служения, действия, благодаря к-рым можно Его узнать (Лк 24, 30 сл.; Ин 21, 6, 12), Он уже вошел в *славу Свою, о к-рой говорилось в апокалипсисах.

Народу же не дано видеть этих явлений, как он видел Страсти и смерть. Христос ограничивает Свои явления кругом тех, кого Он избрал Своими свидетелями (Деян 2, 32; 10, 41; 13, 31); из них последний – ап. Павел на пути в Дамаск (1Кор 15, 8). Этих свидетелей Он и сделал Своими *Апостолами. Он является им, «а не миру» (Ин 14, 22), ибо *мир закрыт для веры. Даже стражники у гроба, устрашенные таинственным богоявлением (Мф 28, 4), не видят Самого Христа. Оттого и невозможно описать сам факт В-я, тот момент, когда Христос восстал из мертвых. Ев. Матфей дает на это только косвенные указания условным языком, заимствованным из Писаний (Мф 28, 2 сл.): землетрясение, ослепительный свет, явление Ангела Господня Тут начинается область трансцендентного, говорить о к-рой возможно только выражениями традиционными для ВЗ, хотя реальность, к-рую они выражают, в своей сущности неизреченна.

3. Благовестие Воскресения в апостольской проповеди.

– С самого дня *Пятидесятницы В. становится средоточием апостольской *проповеди как основа христианской веры (Деян 2, 22–35). Это *благовестие Пасхи заключается прежде всего в свидетельстве о факте: Иисус был распят и умер; но Бог воскресил Его и чрез Него приносит людям спасение. Таково вероучение Петра (3, 14 сл.) и его исповедание перед синедрионом (4, 10); тому же Филипп учит эфиопского евнуха (8, 35), ап. Павел Иудеев (13, 33; 17, 3) и язычников (17, 31), и то же исповедует он перед своими судьями (23, 6…). Это не что иное, как самое содержание опыта пасхальной тайны.

По поводу этого опыта всегда отмечается одно существенное обстоятельство: его соответствие Писаниям (ср 1Кор 15, 3 сл.). С одной стороны, В-м Христа исполняются обетования пророков: обетование превознесения *Мессии одесную Бога (Деян 2, 34; 13, 32 сл.), прославления *Отрока Ягве (Деян 4, 30; Флп 2, 7 слл), воцарения *Сына Ч-ского (Деян 7, 56; ср Мф 26, 54 п). С другой стороны, для выражения тайны, находящейся по ту сторону обычного исторического опыта, тексты Писания дают целый ряд формулировок, указывающих на различные аспекты: Христос – тот *Святой, К- рого Бог избавляет от тления в аду (Деян 2, 25–32; 13, 35 слл; ср Пс 15, 8–11); Он – новый *Адам, под ноги К-рому Бог покорил все (1Кор 15, 27; Евр 1, 5–13; ср Пс 8); Он – *камень, отвергнутый строителями и ставший во главе угла (Деян 4, 11; ср Пс 117, 22). Прославленный Христос оказывается т. обр. клюнем ко всему Писанию, к-рое заранее относилось к Нему (ср Лк 24, 27, 44 слл).

4. Смысл и общее значение Воскресения. – По мере того как апостольская проповедь проводит сопоставления В-я с Писаниями, она вырабатывает и богословское истолкование факта. Будучи прославлением Сына Отцом (Деян 2, 22 слл; Рим 8, 11; ср Ин 17, 1 слл), В. налагает Божию *печать на дело *искупления, начатое воплощением и завершенное *крестной смертью. Через Него Иисус поставлен «Сыном Божиим в силе» (Рим 1, 4; ср Деян 13, 33; Евр 1, 5; 5, 5; Пс 2, 7), «*Господом и Христом» (Деян 2, 36), «Начальником и Спасителем» (Деян 5, 31), «Судьей и Владыкой над живыми и мертвыми» (Деян 10, 42; Рим 14, 9; 2Тим 4, 1). Восшедший к Отцу (Ин 20, 17), Он может теперь дать людям обетованного *Духа (Ин 20, 22; Деян 2, 33). Этим полностью открывается глубокий смысл Его земной жизни: она была явлением на земле Бога, Его любви, Его благодати (2Тим 1, 10; Тит 2, 11; 3, 4). Явление это было прикровенным: *славу можно было различить только через знамения (Ин 1, 11) или в отдельные короткие мгновения, как во время *Преображения (Лк 9, 32, 35 п; ср Ин 1, 14). Теперь, когда Иисус окончательно вознесся во славе, то же явление продолжается в Церкви *чудесами (Деян 3, 16) и дарованием Духа верующим (Деян 2, 38 сл.; 10, 44 сл.).

Т. обр. Христос, «первенец из мертвых» (Деян 26, 23; Кол 1, 18; Откр 1, 5), первым вошел в *новый мир (ср Ис 65, 17…), т. е. в искупленную вселенную. Он – «Господь славы» (1Кор 2, 8; ср Иак 2, 1; Флп 2, 11), и поэтому для людей – Виновник спасения (Деян 3, 6…). Сильный могуществом Божиим, Он создает Себе народ святой (1Петр 2, 9 сл.) и влечет его за Собой.

В. Христа разрешает вопрос *спасения, стоящий перед каждым из нас. Первейший предмет нашей веры, оно есть и основание нашей надежды, направленность к-рой им определяется. Христос воскрес как *начаток – первенец из усопших (1Кор 15, 20), и на этом основывается наше ожидание В-я в последний день. Более того, Он Сам есть «воскресение и жизнь; верующий в Него, если и умрет, оживет» (Ин 11, 25); на этом основывается наша уверенность в том, что мы уже теперь участвуем в новой жизни, к-рую Христос делает нам доступной через знамение таинств.

1. Воскресение в последний день. – Евр. вера в телесное В. вместе с присущим ей ожиданием восстановленной нетленности тел и их коренного изменения (Мф 22, 30 слл п) была подтверждена Иисусом; если этой черты недостает в изображении последнего *Дня в апокалипсисе синоптиков (Мф 24 п), то это лишь случайно. Свое окончательное значение эта вера приобретает однако только после личного В-я Христа. Первоначальная община сознает, что в этом отношении она остается верной евр. вере (Деян 23, 6; 24, 15; 26, 6 слл); но отныне В. Христа дает ей объективную основу. Все мы воскреснем, потому что Христос воскрес: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела, Духом Своим, живущим в вас» (Рим 8, 11; ср 1Фес 4, 14; 1Кор 6, 14; 15, 12–22; 2Кор 4, 14).

В Евангелии от Матфея повествование о В. Христа подчеркивает это конкретным образом: в тот час, когда Христос, сошедший в ад, выходит из него *Победителем, праведники, ожидавшие там доступа к небесной радости, выходят оттуда, чтобы победоносно сопровождать Его (Мф 27, 52 сл.). Речь идет здесь не о возврате к земной жизни, и в повествовании говорится только о неких странных явлениях. Но это – символическое предвосхищение того, что произойдет в последний день. Не тот же ли смысл имеют и те чудесные воскрешения, к-рые Христос совершил при Своей земной жизни?

Ап. Павел гораздо более подробно развивает видение общего В-я: голос Ангела, звук трубы, созывающей избранных, *облака Второго Пришествия, восхождение избранных… (1Фес 4, 15 слл; 2Фес 1, 7 сл.; 1Кор 15, 52). Это условное обрамление составляет классическую черту евр. апокалипсисов, но основной факт важнее сопровождающих его обстоятельств. В противоположность греч. представлениям, согласно к-рым ч-ская *душа, освобожденная от уз тела, одна входит в бессмертие, хр- ская надежда включает целостное восстановление личности; вместе с тем она предполагает полное изменение *тела, становящегося духовным, нетленным и бессмертным (1Кор 15, 35–53). В той перспективе, в которой он рассматривает этот вопрос, ап. Павел не касается В. нечестивых; он говорит только о В. праведных и об их участии во вхождении Христа во славу (ср 1Кор 15, 12…). Ожидание этого «искупления тела» (Рим 5, 23) так интенсивно, что хр–не говорят о В., как если бы оно могло прийти ежечасно (ср 1Фес 4, 17). Но нетерпеливость христианской *надежды (ср 2Кор 5, 1–10) не должна приводить к напрасным гаданиям о сроке «Дня Господня».

Откр Ин дает захватывающую картину В-я мертвых (Откр 20, 11–15). Смерть и ад отдают всех, и праведных и нечестивых, дабы они предстали перед Судьей. Нечестивые подвергаются «смерти второй», а избранные входят в новую жизнь в преображенной вселенной, отожествляющейся с прежним *раем и с небесным Иерусалимом (Откр 21–22). В какой форме, как не символической, можно выразить недоступную ч-скому опыту невыразимую реальность?

Эта грандиозная картина не воспроизведена в IV-м Евангелии. Но она подразумевается в двух кратких указаниях, подчеркивающих роль Сына Ч-ского: мертвые воскреснут по Его зову (Ин 5, 28; 6, 40.44), одни для вечной жизни, другие для осуждения (Ин 5, 29).

2. Христианская жизнь – предвосхищение воскресения. – Ап. Иоанн оттого так мало развивает тему конечного В-я, что он видит его предвосхищенное осуществление уже в настоящее время. Выходящий из гробницы Лазарь конкретно представляет верных, исторгнутых у смерти голосом Христа (ср Ин 11, 25 сл.). Поэтому и проповедь о животворящем действии Сына Ч-ского содержит определенные утверждения: «Приходит *час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия, и услышав, оживут» (Ин 5, 25). Это ясное высказывание согласуется с хр–ским опытом, как он выражен у ап. Иоанна: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь…» (1Ин 3, 14). Всякий, имеющий эту жизнь, не подпадает никогда под власть смерти (Ин 6, 50; 11, 26; ср Рим 5, 8 сл.). Эта уверенность, не упраздняя ожидания конечного В-я, уже и теперь преображает всякую жизнь, полностью предавшуюся Христу и руководимую Им.

Ап. Павел говорит то же самое, подчеркивая пасхальный характер хр–ской жизни, как действительного участия в жизни воскресшего Христа. Погребенные с Ним в *крещении, мы и воскресли с Ним, потому что уверовали в силу Божию, воскресившую *Его из мертвых (Кол 2, 12; Рим 6, 4 слл). *Новая жизнь, к-рую мы тогда начали – не что иное, как жизнь Воскресшего (Еф 2, 5 сл.). Действительно, тогда нам было сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф 5, 14). Этой основной уверенностью определяется хр–ская жизнь. Ею определяется и та нравственность, к-рая отныне обязательна для нового *ч‑ка, *рожденного во Христе: «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол 3, 1 слл). Она также источник его *надежды. Ибо если хр–нин с нетерпением ожидает конечного изменения своего уничиженного тела в тело славное (Рим 8, 22 сл.; Флп 3, 10 сл, 20 сл.), то это потому, что залогом этого будущего состояния он уже обладает (Рим 8, 23; 2Кор 5, 5). Его В. лишь только явит с полной ясностью то, что он уже есть на самом деле в сокровенной реальности тайны (Кол 3, 4).

JR &PG

– > вера НЗ II, IV 1 – воздаяние II 4, III – Вознесение – День Господень НЗ I 1, III 2 – душа II 2, 3 – жизнь III 3, IV – знамение НЗ I, II 1 – Иисус Христос I 3, II 1 а – искупление НЗ 4 – Исход НЗ III – крещение IV 1, 4 – молитва IV 3 – надежда НЗ III, IV – ночь НЗ – одежда II 3, 4 – Пасха III – плоть 0 – победа НЗ 1 – погребение 2 – Преображение – радость НЗ I 2 – слава IV 2 – смерть ВЗ 3, НЗ II 3, III 4 – сон III – Сын Божий НЗ I 2 – тело II 3 – Тело Христа I 3, III 3 – чудо II 3 б, III 1 – явление Христа


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle