под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОЗРАСТАНИЕ/РОСТ

1. Возрастание в *творении. – В. – закон жизни. Как животным, так и людям Бог велит умножаться. Но ч-ство должно не только увеличиваться численно, а расширять свое владычество над миром (Быт 22, 28; 9, 7); люди должны помнить, что их В. зависит от Бога, как Р. камыша зависит от воды (Иов 8, 11 слл). *Благословение Творца пребывает основой жизни и развития. Ч-ский *грех, навлекая проклятие Бога, мог бы быть причиной пресечения жизни на земле (Быт 3, 17; 6, 5 слл), если бы Бог в Своем милосердии не дал снова Своего благословения (9, 1–7). Это благословение через Авраама распространяется на все народы (Быт 12, 3; Гал 3, 8).

2. Возрастание в истории спасения

а) Умножение зла в мире. – Зло не только находится в творении, но возрастает в нем; война противопоставляет братьев друг другу и невинный погибает (Быт 4, 8); дух мести безмерно возрастает и умножает убийства (4, 24); злоба накопляется в сердце ч‑ка и насилие захватывает землю; несмотря на различные кары, свидетельствующие о лукавстве нечестивых (6, 13; 11, 9; 19, 24 сл.), часто бывает, что их благоденствие возрастает (Пс 72, 3–12; Иер 12, 1) и их потомство увеличивается (Иов 21, 7 сл.). Бог не только попускает этот соблазн, но даже запрещает Своим служителям противиться В. зла истреблением злых (Мф 13, 30); метод Его – побеждать зло добром (Рим 12, 21); там, где умножается грех, начинает силою Его изобиловать благодать (Рим 5, 20).

б) Рост избранного народа. – В грешном мире Бог избирает народ, рожденный от Иакова. Подобно тому, как Бог дал Иакову силу умножаться (Быт 35, 11), Он благоизволит умножить Свой народ, если тот будет верен Союзу–Завету. Иначе Он истребит его (Лев 26, 9 сл.; Втор 28, 63; 30, 16, 18). Правда, по милости Своей, Бог наказывает избранный народ прежде других народов, до того как он достигнет полноты грехов (2 Макк 6, 12–16); и цель этого наказания – обращение, открывающее сердца ко спасению; тогда Бог даст Своему народу преуспевать в числе и в славе (Иер 30, 19; Иез 36, 10 сл, 37 сл.; Ис 54, 1 слл).

в) Возрастание Спасителя и Его *Слова. – Бог послал в мир Сына Своего Иисуса, исполненного благодати и истины, чтобы осуществить этот замысел спасения. Однако Иисус подлежал законам ч-ского существования; он был сначала младенцем, затем «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк 2, 40–52); с одной стороны, Его слово постепенно открывает людям тайну Его миссии и Его личности, с другой, – оно встречает все растущее сопротивление, вплоть до часа, когда кажется, что наступила власть *тьмы (Лк 6, 11; II. 53 сл.; 19, 47 сл.; 22, 2, 53); однако именно в этот час Иисус и завершает Свое дело, показывая, что возлюбил Своих до конца, полностью открывая людям, как любит их Отец (Ин 3, 16; 13, 1; 15, 13; 17, 4; 19, 30). Как зерно, брошенное в землю, умирает, чтобы принести много плода (Ин 12, 24), так и добрый Пастырь умирает, чтобы дать Своим овцам жизнь с избытком (Ин 10, 10 сл.). Слово Его, посеянное в сердцах, будет приносить в них плод (Лк 8, 11–15); поэтому Лука, говоря о Р. Церкви, то подчеркивает умножение числа верующих (Деян 2, 41; 5, 14; 6, 7; 11, 24), то В. слова Божия (6, 7; 12, 24:19, 20).

г) Возрастание *Церкви и христианина в ней. В. – закон жизни хр–ской, как и всякой жизни. В. хр–на должно протекать не изолированно, а в Церкви, в к-рую он включен как живой *камень; в то время как он возрастает в спасение, *устрояется и дом духовный, т. е. Церковь (1Петр 2, 2–5). Павел призывает хр–на возрастать в вере (2Кор 10, 15) и в познании Бога, принося плод во всяком деле благом и возрастая в любви (Кол 1, 10; Флп 1, 9; 1Фес 3, 12). Это В. в познании Бога есть прежде всего В. в благодати (2Петр 3, 18), ибо дается Господом; апостолы, подлинные «соработники у Бога», только сеют и поливают; взращивает Бог (1Кор 3, 6–9).

Он же дает каждому из святых истинною любовью все взращивать в Христа, их Главу и принимать т. обр. участие в созидании тела Христа, из К-рого все тело… получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф 4, 11–16). В. каждого зависит от преуспеяния в единении со Христом; каждый должен умаляться, как говорил Иоанн Креститель, чтобы Христос возрастал в меру полного возраста (Ин 3, 30; Еф 4, 13: греч в меру цветущего [зрелого] возраста полноты Христовой εις μέτρον -ηλικίας του πληρώματος του Χρίστου). И чтобы в Господе и в Духе Церковь, слагаясь стройно, возрастала в Святый храм, в жилище Божие (Еф 2, 21 сл.).

3. На пути в *Царство Божие. – Если верующий постоянно стремится к цели (Фил 3, 12 слл) и желает перейти от состояния младенчества во Христе к Совершенству (1Кор 3, 1 сл.; Евр 5, 12 слл), если Евангелие должно непрестанно приносить плод и возрастать во всем мире (Кол 1, 6), возрастает ли и Царство Божие? В *притчах Царство, безусловно, представлено как завершение роста: под действием закваски в тесте все постепенно вскисает (Мф 13, 33); прорастающее семя становится полным колосом (13, 23–32) или даже деревом (13, 32) силою, находящейся в нем (Мк 4, 28). Но здесь речь идет не о процессе В. Царства как такового, а о В. Церкви, стремящейся к Царству, к-рое она возвещает, семенем к-рого она является и к-рого она ожидает как дара Божия. Каждый из нас должен принять этот *дар, как дитя, веря в Евангелие, его возвещающее (Мк 10, 15 ср 1, 15), чтобы стать причастным Богу, – в чем и заключается Царство – когда Сын Ч- ский приидет во славе Своей судить все народы (Мф 25, 31–34). Потом Христос предаст Царство Богу Отцу, единение с К-рым будет совершенно: Бог будет все во всех (греч 1Кор 15, 24–28). Итак, Царство Божие не есть нечто возрастающее во времени; оно есть окончательная цель, к к-рой стремится всякий духовный Р. и оно – своей притягательной силой – вызывает к жизни это В. Пришествие Царства, как и *Воскресение Иисуса, есть дар Отца.

JR & MFL

– > жатва – исполнить – плод II – плодовитость – полнота – рождение (новое) 3 – сеять – совершенство НЗ 5 – созидать – царство НЗ II 2 – Церковь III 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle