под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОЗЛОЖЕНИЕ РУК

Наряду со *словом, рука является для ч‑ка одним из самых выразительных средств общения; сама по себе она обычно символизирует *силу (Исх 14, 31; Пс 18, 2) и даже *Дух Божий (3Цар 18, 46; Ис 8, 11; Иез 1, 3; 3, 22). Возложить руки на кого–нибудь значит больше, нежели поднять их (напр., для благословения Лев 9, 22; Лк 24, 50); это значит действительно прикоснуться к другому и передать ему нечто от себя самого.

ВЗ

1. Знак благословения. – Будучи реальным жестом, В. рук выражает подлинный характер *благословения, к-рое есть не только слово, но и действие. Так Иаков передает всему своему потомству *богатство благословения, полученного им от своих предков, Авраама и Исаака: «Да возрастут они во множество посреди земли!» (Быт 48, 13–16).

2. Знак посвящения. – В. рук указывает, что Дух Божий отделяет избранного Им для Себя, овладевает им, дает ему власть и способность исполнять определенное служение. Так отделены Левиты, как отделяется святое приношение (Числ 8, 10); так Иисус Навин исполняется Духа Премудрости (Втор 34, 9), дающего ему способность стать полновластным вождем народа (Числ 27, 15–23).

Возложение рук – символ отожествления; оно устанавливает единение между приносящим жертву на заклание и самой жертвой: она посвящается Богу и как бы принимает на себя чувствования приносящего жертву: благодарение, раскаяние в грехе или поклонение; так приносятся жертвы всесожжения (Лев 1, 4), жертвы мирные (3, 2), жертвы за грех (4, 4) или жертвы при посвящении левитов (Числ 8, 16). И в обряде изгнания козла отпущения в день *Очищения происходит подобное отожествление с этим козлом, но он не посвящается Богу. В-м рук Израиль возлагает на животное свои грехи; став нечистым, оно не может быть принесено в жертву Ягве и поэтому изгоняется в пустыню (Лев 16, 21 сл.).

НЗ

1. В жизни Иисуса. – В знак благословения Иисус возлагал руки на детей (Мк 10, 16), даруя им *блаженство, к-рое Он возвещал *нищим (Мф 5, 3), получив его от Отца Своего как плод Своей молитвы (Мф 19, 13). В. рук есть также знак избавления. В-м рук Иисус исцеляет *больных: «Женщина! ты освобождаешься от недуга своего!» – говорит Он скорченной женщине, и она тотчас же выпрямилась (Лк 13, 13). Тем же жестом исцеляется слепой в Вифсаиде (Мк 8, 23 слл) и «каждый» из многочисленных больных, собравшихся при захождении солнца (Лк 4, 40).

2. В жизни Церкви. – Согласно обетованию Воскресшего, ученики «возложат руки на больных и они будут здоровы» (Мк 16, 18). Поэтому Анания этим жестом возвращает зрение обратившемуся Савлу (Деян 9, 12). Павел же в свою очередь возвращает здоровье правителю Мальты (28, 8). В. рук не только знак освобождения, но и знак посвящения, применявшийся уже в ранней Церкви; им передаются Божии дары, прежде всего дар Духа Святого. Так Петр и Иоанн преподали этот дар самарянам, еще не получившим его (Деян 8, 17); Павел же – Ефесянам (19, 6). Симон Волхв был настолько поражен силой этого жеста, что захотел купить эту власть за деньги (8, 18 сл.). Итак, этот жест является видимым знаком, несущим некую действенную Божественную реальность.

Наконец, этим же жестом Церковь передает духовную власть, соответствующую определенной *миссии или сообщаемую для определенных поручений, напр., при поставлении Семи (6, 6), посвященных апостолами, или при отправлении Павла и Варнавы на проповедь (13, 3). Павел, в свою очередь, возлагает руки на Тимофея (2Тим 1, 6 сл.; ср 1Тим 4, 14), а Тимофей повторяет этот жест над теми, кого он выбирает для служения (1Тим 5, 22). Итак, в Церкви продолжается В. рук и каждый раз соответствующая этому действию молитва уточняет его смысл и дары Духа продолжают передаваться через это действие.

JBB

– > вера НЗ II 3 – Иисус Навин 1 – рука Божия и мышца 2 – служение II – харизмы II 4


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle