под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВОЗДАЯНИЕ

В. является для ч‑ка вопросом справедливости: всякая работа заслуживает оплаты. В области же религиозной ему кажется, что бескорыстность должна простираться до отказа от всякой мысли о вознаграждении. Однако Христос не предлагал людям неисполнимого идеала, хотя и требовал от своих учеников чистоты сердечных намерений.

В. является одной из основ религиозной жизни. Чтобы понять его точный смысл, следует описать генезис этого понятия в ч-ском сознании. Как и многие другие, оно коренится в ч-ском опыте, в данном случае во взаимоотношениях между господином и слугой; но оно бесконечно шире, ибо обосновано Самим Богом. Конечно, оно выражается словами, обозначающими «плату», но не может быть сведено к тому, что мы понимаем в наши дни под платой за работу: плата является следствием договора, а В. – следствием *посещения Божия, К-рый судом Своим санкционирует *дело Своего слуги.

С самого начала ч-к находится на земле для того, чтобы *трудиться для Бога (Быт 2, 15; ср Иов 14, 6; Мф 20, 1–15), и этот труд вознаграждается (Иов 7, 1 сл.). Бог – справедливый хозяин: Он не может не дать каждому то, что ему следует, если порученное задание исполнено. Ч-к сам по себе, кем бы он ни был, ничего не имеет: перед Богом он является *бедным, нищим *слугой и даже *рабом, имеющим только то, что Господь ему дает изо дня в день. Т. обр. вознаграждение оказывается не целью религиозной жизни, а естественным плодом служения Богу.

Поэтому уже в начале истории спасения Бог обещает Аврааму награду (Быт 15, 1), и об этом «воздаянии каждому по делам его» говорится вновь в последних строках Библии (Откр 22, 12). Между этими двумя вехами Св. Писания неустанно повторяется, что Бог воздаст каждому по *делам его (Притч 12, 14; Иер 31, 16; Пс 27, 4; 2Пар 15, 7; Иов 34, 11; Ис 59, 18; Сир 51, 30; Лк 10, 7; Ин 4, 36; Рим 2, 6; 2Тим 4, 14), и право этого В-я принадлежит только Богу (Втор 32, 35; Притч 20, 22; ср Рим 12, 17–20). Учение это столь важно, что на отрицание нечестивыми В-я указывается как на особую характерную их черту (Прем 2, 22) и что вера в Бога, «воздающего ищущим Его», необходимо восполняет веру в бытие Бога (Евр 11, 6).

Если ч-к, исполнивший свою службу, может рассчитывать на плату, то отказывающийся от предложенной работы лишается платы и в конце даже права на существование перед Богом. Поэтому получение В-я за свои дела означает предстояние пред *судом Божиим и получение вознаграждения или наказания в зависимости от совершенного ч-ком: эта альтернатива означает для ч‑ка выбор между жизнью и смертью. Однако суд Божий превосходит суд ч-ческий, ибо только Бог испытует сердца и утробы, а ч-к не может проникнуть в тайну Божию, тайну *милосердия и *гнева, *вер- ности, *правды и *любви.

Хотя факт В-я является непреложной истиной, природа его остается таинственной, и Бог открывал ее лишь постепенно.

1. Солидарность и ответственность. – С самого начала поступки людей кажутся связанными и с личной Ответственностью и с их значением для коллектива, ибо жизнь ч‑ка неотделима от семьи, рода, народа. Поэтому в древних текстах взгляд и суд Божий останавливаются на «ч-ке» в его совокупности (Быт 6, 5 слл); завет и верность Ягве относятся сначала к одному *народу. Хотя принцип коллективной ответственности преобладает, речь также идет и об ответственности личной: факт существования уголовного права служит этому доказательством; древняя практика ордалий, т. е. «суда Божия» (ср Числ 5, 11–30), вопросы, обращенные Богом к Адаму и Еве в кн. Бытия (3, 11 слл) – все говорит о желании найти и наказать виновного. Эпизод с Аханом прекрасно иллюстрирует расположение не исключать ни личной ответственности, ни коллективной солидарности. С помощью Божией надо найти виновного, о существовании к-рого говорило поражение всего народа (Ис Нав 7, 5–12); личное *наказание виновного распространяется также на его семью и имущество (7, 24; ср Быт 3, 16– 19). Точно так же вознаграждение праведника простирается и на его близких: так происходит с Ноем (Быт 6, 18; 7, 1), Лотом (19, 12), Аведдаром (2Цар 6, 12).

Действия наказания и милосердия широко распространяются в смысле пространственном (весь народ связан с одним из своих членов) и в смысле временном (весь род солидарен с каждым из своих *поколений); однако весы определенно склоняются в сторону *милосердия, длящегося несравненно дольше (Исх 20, 5 сл.; 34, 7).

В свете этого учения легче понимать религиозный смысл событий: миром руководит праведный Бог; если я несчастен или встречаюсь со многими трудностями, то это по моей вине или в силу солидарности, связывающей меня с виновным (ср Ин 9, 2); и с другой стороны, мое *спасение, к-рого я даже не могу ожидать вследствие моих ужасных преступлений, может прийти благодаря моей солидарности с праведником: если бы в Содоме нашлось десять праведников, жители его не расплатились бы за свои грехи (Быт 18, 16–33; ср 19, 20 слл). В те времена подобная схема казалась применимой к любому положению, однако, со временем она стала недостаточной.

2. Ответственность ч‑ка за свою судьбу. – Под гнетом бедствий, испытанных в плену, народ выразил этот суровый опыт в поговорке: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах – оскомина» (Иер 31, 29 сл.), что могло послужить соблазном, повести к сомнению в *справедливости Божией. Иеремия провозглашает, что эту поговорку не следует больше употреблять (31, 29 сл.); Иезекииль утверждает, что она больше не имеет смысла (18, 2, 3). Согласно с традицией Втор 7, 9 слл, касающейся взаимосвязи между наградой и наказанием за личный грех, Иезекииль, основываясь на учении об *обращении, говорит, что праведники могут спасти только самих себя: Ной, спасший когда–то своих сыновей (Быт 7, 7), теперь не мог бы их спасти. Божественный замысел вступил в новую стадию осуществления (Иез 14, 12–20). Иезекииль разбирает затем все возможные случаи (18): каждый всегда ответственен за свою судьбу; в любой момент он может подвергнуть ее опасности или изменить к лучшему. Бог не относится враждебно или просто безразлично к этой драме: «Я не хочу смерти умирающего. Но обратитесь и живите!» (Иез 18, 32).

3. Тайна правды Божией. – Когда ч-к понял, что он полностью ответственен за свою судьбу, жизнь его приобретает более глубокий смысл.; но тогда возникает другой вопрос, полный ответ на к-рый может дать только откр. о загробной жизни. Если В. имеет место уже здесь на земле, то почему не всегда? Опыт жизни опровергает традиционное утверждение, что праведник всегда счастлив (Пс 36; 90; 91; 111).

В Библии говорится о конфликте в сердце всех, кто пытается примирить свою веру и свой опыт. В ответ на свои тревожные вопросы Иеремия услышал только призыв твердо продолжать свой путь (12, 1–5); Иов, Екклезиаст и Псалмопевцы тоже сталкивались с этой проблемой и старались ее разрешить.

а) Очень долго Мудрецы держались традиционного решения, пытаясь применять его сл. обр.: столь долго отсрочивающееся В. придет еще на земле, сконцентрировавшись в моменте смерти, к-рый будет насыщен исключительной полнотой *блаженства или *страдания (Пс 48, 16 сл.; Сир 1, 13; 7, 36; 11, 18–28); по всей вероятности, именно эту непрочную гипотезу отклоняет псалмопевец: «Ибо им нет страданий при смерти их» (Пс 72, 4 евр).

б) Екклезиаст, к-рый «исследовал мудрость и В.» (Екк 7, 25 евр), не нашел ничего, кроме суеты, опровергающей традиционные принципы (8, 12 слл), и советует быть скромным и деятельным, дабы черпать в жизни изо дня в день самое лучшее (9, 9 сл.) с чувством мирного *доверия к Богу, – не берется разрешать эту проблему.

в) Те, кто страдает за веру и безоговорочно держится Господа, просвещаются. Бог – их «часть», их «свет», их «твердыня» среди всех горестей (Пс 15, 5 сл.; 17, 1 слл; 26, 1 сл.; 72, 26; 141, 6; Плач 3, 24); у них нет иной цели, они не желают иной награды, как только совершать волю Его (Пс 118, 57; Сир 2, 18; 51, 28 слл). При этом необходима атмосфера глубокой *веры, в к-рой живет Иов: он *«видел Бога», и это таинственное соприкосновение с Его *святостью заставило его быть смиренным и боголюбивым, сознающим свою греховность и в изумлении проникающимся новым светом *познания Бога (Иов 42, 5 сл.).

г) Некоторые предчувствуют, что для объяснения *страданий праведника следует расширить кругозор и перейти из плана В-я в план *искупления. Таков смысл последней песни о *Рабе (Ис 53, 10; ср Пс 21). Но, как и в видении сухих и оживленных костей (Иез 37, 1–14), В. относится пока только к народу, очищенному страданиями плена.

4. Личное воздаяние. – На последнем этапе вера в личное *воскресение в конце времен разрешает поставленный вопрос. Согласно нек–рым, трудно поддающимся толкованию, текстам, Бог должен полностью удовлетворить ч‑ка в его жажде справедливости: Он не может оставить праведника, и если бы праведник умер без В-ния, Бог должен был бы вывести его на нек–рое время из шеола, чтобы наградить его (Иов 19, 25 слл). Бог не может не ответить и на призыв ч‑ка быть вечно соединенным с Ним (ср Пс 15, 9 слл); если Он «взял» к Себе Илию или Еноха, то почему бы праведнику также не быть «взятым» к Богу (Пс 48, 16; 72, 24)?

Гонение при Антиохе Епифане, последствием к- рого было появление мучеников, привело верующих к уверенности в загробной *награде через воскресение (2 Макк 7; ср Дан 12, 1 слл). Эта вера в воскресение подразумевается в кн. Прем под верой в бессмертие (Прем 3, 2; 4, 1): во время *посещения Богом в последний *день праведники навсегда будут жить с Богом как друзья, и это будет им В-ем (ср Прем 2, 22; 5, 15), наградой, к-рая есть также *благодать (ср 3, 9, 14; 4, 15), бесконечно превышающая ценность совершенного ч-ком усилия.

С пришествием Христа В. приобретает полный смысл и завершение.

1. Сохранение в силе личного воздаяния. – Нек–рые Израильтяне (Мф 22, 23; Деян 23, 8), даже из среды учеников Христовых (1Кор 15, 12), еще сомневаются в воскресении, в вечной *жизни, в *Царстве, к-рому не будет конца и к-рое будет наградой праведникам; но Иисус и Его Апостолы твердо хранят подлинное предание Израиля (Мф 22, 31 сл.; 25, 31–46; 1Кор 15, 13–19; Деян 24, 14 слл). Бог Иисуса Христа, воскрешая Своего Сына, являет Свою *праведность (Деян 3, 14 слл; Кол 2 сл.). Поэтому верующий знает, что он получает В. за свои *дела (ср Мф 16, 27; Мк 9, 41; 2Тим 4, 14; 2Ин 8; 2Петр 2, 13; Откр 18, 6), и что в День Суда «Царь» пошлет людей, соответственно их делам, в жизнь вечную или на муку вечную (Мф 25, 46), на *небо или в *ад. Вот почему так горячо идет состязание на ристалище для достижения награды (1Кор 9, 24–27; Гал 5, 7; 2Тим 4, 7).

2. Истинная награда. – Если это так, то снова появляется опасность вернуться ко взгляду *фарисеев, согласно к-рому награда Божия определяется степенью точного соблюдения предписаний. Но верующий всегда предостерегается от такого искажения учения о В-ии.

Во–первых, ч-к не должен больше гнаться за земными благами, славой, репутацией, благодарностью или выгодой; тот, кто делает добро по этим соображениям, «получил уже награду свою» (Мф 6, 1–18; Лк 14, 12 слл; ср 1Кор 9, 17 сл.). Главное же, ставя Христа в центре всего, хр-н не ищет себе счастья, даже духовного, даже приобретенного отречением и самоотвержением; цель хр–на – это Христос (Флп 1, 21–26). Его награда – Божественное *наследие (Кол 3, 24), через к-рое он прежде всего становится сонаследником, братом Христу (Рим 8, 17). Венец, ожидаемый Апостолом, будет ему дан самим пришествием Христа, ожидаемого с любовью (2Тим 4, 8). Короче говоря, он желает «быть со Христом» навсегда (1Фес 4, 17; ср Флп 1, 23; Лк 23, 43; Откр 21, 3 сл.). Стремлением жизни является *верность своему крещению: соединенный со Христом подобием смерти Его он готовится воскреснуть с Ним (Рим 6, 5–8; Кол 3, 1–4). *Спасение, ожидаемое оправданным ч-ком (Рим 5, 9 сл.), не что иное, как *любовь Божия, явившаяся во Христе (Рим 8, 38 сл.). Ев. Иоанн говорит об этом другими словами: на *голод и жажду людей, на их страстное *желание восторжествовать над *смертью, Иисус отвечает тем, что Он есть: Он источник *воды живой, Он *хлеб, *свет, *жизнь (Ин 7, 37 сл.; 6, 26–35; 8, 12; 11, 23 слл).

Жизнью во Христе Иисусе разрешаются все антиномии в учении о В-ии. Хотя оно подается ч-ку в конце его исканий и усилий, оно является абсолютно безвозмездным и бесконечно превосходящим всякое ожидание и всякую заслугу. Оно уже дано с момента *оправдания, хотя его продолжают ожидать с горячей *надеждой. Спокойная уверенность в нем основывается только на свидетельстве Божием, хотя бы и постигнутом смутно и в испытании *веры. Затрагивая каждого ч‑ка в плане индивидуальном в самой глубине его существа, оно открывается ему в плане коллективном в недрах *Тела Христова. Нет никакого противоречия между «моралью В-я» и «моралью любви», ибо сама любовь требует В-я.

CW

– > ад – бедные ВЗ I – блаженство В.3 I 2 – вода II 1 – Воскресение ВЗ III – воспитание I 2 а – дела ВЗ II, НЗ II – жатва III – милостыня ВЗ 3, НЗ 2 а – наказания 2 – наследство ВЗ II 1 – небо VI – нечестивый ВЗ 3 – ответственность – отмщение 3 – правда О, А I ВЗ 3, Б II ВЗ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle