Терпение, долготерпение
(Patience)
Под терпением обычно подразумевается способность стойко переносить что-то, связанная иногда с мудростью (Притч.19:11) или смирением (Ек.7:8).
Терпение – отличительная черта Бога, на которую мы часто можем не обращать внимания, но в милости, проявленной Христом к Павлу, выразилось Его безграничное долготерпение (1Тим.1:16), раскрывающее Божью любовь к грешному человеку (Неем.9:30; Ис.7:13 {«затруднять» = испытывать терпение}; Рим.2:4; 2Пет. 3:15). Терпение – отличительная черта и самого апостола (2Кор.6:6; 2Тим.3:10), и верующие наставляются снисходить друг к другу, облекшись в долготерпение (Кол.3:12; 1Фес. 5:14; 2Тим.4:2). Долготерпение сопровождается милостью, в особенности Божьей милостью (Мф.18:26; 1Тим.1:16; 2Пет. 3:9, 15), и оно – плод Духа (Гал.5:22).
Терпение требует стойкости и умения ждать (Неем.9:30; Иов.6:11; Пс.36:7; Рим.12:12; 2Кор.1:6; Иак.5:7), но приносит плоды (Притч.25:15; Евр.6:12); поэтому терпение вознаграждается. В течение двадцати пяти лет, когда Авраам ждал сына, он «пребыл тверд в вере, воздав славу Богу» (Рим.4:20).
Терпение Иакова выразилось в ожидании семи, а затем еще семи лет для вступления в брак. После этого Иаков продолжал служить Лавану еще шесть лет, чтобы заработать стада. Все это время он переносил жару и стужу, недосыпал, десять раз переживал изменения награды за свой труд и возмещал убытки за пропавший скот (Быт.31:38–41). Но стоит отметить, что при этом он не жаловался.
Выдающийся пример этой добродетели – долготерпение Бога по отношению к Своему народу. Когда Израиль обращался к идолопоклонству и нечестию, Бог просил его покаяться и воззвать к Его имени. Он сказал Соломону: «И смирится народ Мой, который именуется именем Моим, и будут молиться, и взыщут лица Моего, и обратятся от худых путей своих: то Я услышу с неба, и прощу грехи их, и исцелю землю их» (2Пар.7:14). Прежде чем отправить Израиль и Иудею в далекие земли, Бог ждал и посылал Своих пророков разным поколениям. Как сказал Неемия в своей молитве: «Ты медлил многие годы, и напоминал им Духом Твоим чрез пророков Твоих» (Неем.9:30).
Нетерпение Божьего народа по отношению к Богу служит фоном Божьему долготерпению. Во время странствия по пустыне после освобождения Божьей рукой из Египта поведение израильтян характеризовалось ропотом и нетерпением. В Чис.21:4–5 говорится, что «стал малодушествовать народ на пути. И говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища». В этом выражалась противоположность терпения: вместо благодарности Богу за пищу, которая у них была, за свободу и за Его видимое присутствие с ними в пустыне израильтяне роптали, потому что их путь был слишком долгим. Здесь нетерпение показано таким, как оно есть: эгоистичным, хнычуще-требовательным. Человек ставит свое «я» над Божьими целями и требует, чтобы его желания немедленно исполнялись, независимо от совершенного замысла Бога.
См. также: СМИРЕНИЕ; СТОЙКОСТЬ, ТЕРПЕНИЕ.