Селение
(Village)
В современных переводах Библии присутствует почти 450 упоминаний о небольших городках и селениях. Они представляли собой небольшие скопления домов и других строений. Окруженные или не окруженные стенами, эти населенные пункты отличались от крупных городов, больших по площади и более тщательно укрепленных (Лев.25:29, 31; Втор.3:5; 1Цар.6:18). Селение было городом в миниатюре. Как и город, это было общественное поселение, но более «домашнее» и скромное в сравнении с городом. В некоторых случаях разница между городом и деревней незаметна. Например, Вифлеем назван небольшим городом (polis) в Лк.2:4 и селением (kome) в Ин.7:42. Некоторые селения со временем превращались в города (1Цар.23:7) – отсюда Капернаум («селение Наума») и Гацар-Аддар («селение Аддара»).
Библейское селение состояло из одноэтажных домиков, глиняных хижин и шатров, и его система управления и общественная структура были проще, чем у города. В отличие от городов, в селениях не было сложных защитных сооружений, таких как стены, рвы, башни или укрепленные ворота (Иез.38:11). Поэтому жители селения зависели от близлежащих городов, как в плане защиты, так и в плане других политических и экономических нужд (Нав.15:20–63). Эта зависимость существовала еще во время распределения земли при Иисусе Навине; каждому колену выделялись города «с их селами» (Нав.15:32–63; 1Пар.6:54). Несмотря на свою простоту, у селений были общие с городами черты: и те, и другие символизировали общину и цивилизацию. Среди дополнительных ассоциаций – зависимость, общественное взаимодействие и единство, обеспечивающее безопасность.
В Библии нет подробных описаний селений, но на основании внебиблейских источников можно составить картину, которая поможет нам представить, что лежит за многочисленными упоминаниями сел в Библии. Обилие ничем не приукрашенных упоминаний о селениях в Библии указывает на одно из их качеств: это прозаические, мирские, ничем не примечательные места. В них нет ничего выдающегося, в отличие от крупных городов. Одно селение похоже на другое. Но само количество селений в библейском мире показывает: большинство людей жило именно в них. Городки и села – образ повседневности.
В селениях жили преимущественно родственники, «по племенам их», обладавшие общей родословной (Нав.13:23, 28). Действительно, 212 привратников Соломонова Арама перечислены в соответствии с генеалогией их селений (1Пар.9:22). Мы читаем, что «братья же их жили в селениях своих, приходя к ним от времени до времени на семь дней» (1Пар.9:25). Следовательно, большинство ветхозаветных жителей сел были в родстве между собой.
Жители сел в Библии занимались преимущественно сельским хозяйством. Это были в основном земледельцы и пастухи. Днем они работали на полях, а на ночь для безопасности собирались в селения. В Неем.11:25 говорится о селах с их «полями», а левитский закон утверждает, что «домы в селениях, вокруг которых нет стены, должно считать наравне с полем земли» (Лев.25:31). Для жителей городов уже в библейские времена с подобными селами было связано определенное обаяние мест, близких к природе, что видно из приглашения возлюбленной в Песн.7:12: «Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах». Здесь село также изображается как часть природы, свободной от шума и скученности городов.
Жизнь в такой аграрной сельской местности была проще, чем в городе, в том числе и в вопросах поклонения. В талмудические времена село определялось как место, где нет синагоги. Хотя Иисус во время Своего земного служения везде сталкивался с противодействием и неприятием, в евангелиях, тем не менее, существует разделение между городом и деревней. Город Иерусалим, с его религиозными властями, символизирует враждебное отношение к Иисусу, именно там Его осуждают и казнят. С другой стороны, из почти восьмидесяти упоминаниях о селениях в евангелиях видно, что в селениях жили простые люди, думавшие о своих непосредственных нуждах, обычно готовые выслушать Иисуса и, во многих случаях, верящие в Него как в Спасителя.
В целом, селения в Библии символизируют цивилизованное общество, домашний и сельский быт и преобладание (хотя и не повсеместное) религиозного благочестия. Селение – универсальный и безвременный образ, скорее всего, эта картина покажется знакомой и тем, кто сегодня живет в небольшом городке.
См. также: ГОРОД.