Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов)

Источник

Имя, название

(Name)

Слово имя и его производные встречаются в современных переводах Библии около тысячи ста раз и почти всегда служат переводом еврейского sem (переводимого также как «слава», «известность», «молва») или греческого onoma. Почти в половине случаев оно относится к имени Бога или Сына Божьего.

Личные имена и названия мест. Имя часто употребляется в смысле точного обозначения человека, когда надо позвать кого-то (Есф.2:14), бросить жребий (Чис.17:2–5), назначить кого-либо для исполнения определенных обязанностей (Чис.1:5–15; 4:32; 1Пар.16:41; 23:6, 14; Езд.10:16), установить правовое положение (Быт.48:6; Езд.2:61–62) и т.д. Примерно в одной пятой случаев имя служит просто определением людей и мест («имя одной [реки] Фисон», Быт.2:11; «город, называемый Назарет», Мф.2:23; «имя матери его...» – распространенная формулировка в 4Царств и во 2Паралипоменон при представлении царей; «один Киринеянин, по имени Симон», Мф.27:32). Дополнительный смысл заключается лишь в демонстрации значения личности человека для сохранения памяти о нем – об этом свидетельствует также включение в канон многих длинных списков имен (в Писании упоминаются поименно свыше трех тысяч человек). «Приветствуй друзей поименно» (3Ин. 1:15), – обычный знак уважения автора письма, и имя само по себе может вызывать эмоциональную реакцию (Песн.1:2; Иер.33:9). Большое значение придавалось продолжению имени в потомках (Быт.48:16; Чис.27:4; Втор.25:6–7; Руфь 4:10; 1Цар.24:22; 2Цар.14:7; 18:18; Иер.11:19) – как это действительно произошло в случае с Иаковом/Израилем и его сыновьями, особенно Иудой, – а также сохранению за ними доброй репутации славных дел и благочестия (Сир.44:8–9, 13–14; ср. Пс.40:6; Ек.6:4; Ис.56:5). Но «имя нечестивых омерзеет» (Притч.10:7; ср. Иов.18:17; Пс.33:17; Соф.1:4) – образ забвения – или, если о нем и вспомнят, оно будет не в чести (Быт.11:4, 8 [строители Вавилонской башни]; Втор.25:10; Пс.48:12–13; Ис.65:15). Под угрозой забвения находятся целые народы (Пс.82:5; Ис.14:22) и лжебоги (Втор.12:3).

Образ бессмертия благодаря сохранению памяти в Ветхом Завете отличается от того, которое ценили герои Гомера, ибо Писание привносит в него божественное измерение. Бог знает Моисея по имени (Исх.3:4), добрый пастырь «зовет своих овец по имени» (Ин.10:3; ср. 2Тим.2:19). Для Веселиила (Исх.31:2), Давида (1Цар.16:3), Исаии (Ис.49:1), апостолов (Лк.6:13) и даже Кира (Ис.45:3–4) призвание по имени означало, что они избраны Богом для выполнения определенной задачи. Первосвященник должен был носить на одежде имена двенадцати колен «для постоянной памяти пред Господом» (Исх.28:29; ср. Исх.28:9–12, 21). В Новом Завете этот образ переносится в эсхатологическую сферу, и колена соединяются с апостолами (Откр.21:12; 14; ср. Флп.4:3); с этим тесно связана мысль, что «имена ваши написаны на небесах» (Лк.10:20; ср. Исх.32:33; Евр.12:23; Откр.13:8; 17:8).

Многие имена в Библии имеют, как и сегодня, этимологическое значение, но при выборе имени подобные соображения могли игнорироваться (в Лк.1:59–61 показано значение, которое придавалось семейным традициям). В эпоху, когда стремились различать слова и понятия и когда номиналистическая философия еще не развилась (см., однако, Деян.18:15), любая аналогия между именем и личностью показалась бы более чем случайной. В еврейском обществе имя надо было либо оправдывать, либо искупать своим поведением. Определенную роль играло также исполнение пророчества, связанного с именем.

Во многих ветхозаветных местах проявляется интерес к этимологии. Объясняются названия более сорока мест (нередко с использованием народной этимологии). Многие из них, такие как Вавилон, Вефиль, Мицпа, Пенуэл, Галгал и Авен-Езер, напоминают о событиях патриархальной или более поздней истории (Быт.11:9; 22:14; 28:19; 31:49; 32:30; 35:15; Исх.17:15; Нав.5:9; 1Цар.7:12). Мих.1:10–15 – настоящий шедевр ироничной игры слов на тему топонимической этимологии. В примерно тридцати случаях, описанных в Бытии и Исходе и в дюжине других мест, родители выбирали или придумывали имя, соответствующее обстоятельствам рождения ребенка – личным (Бенони, «сын страданий», вскоре замененное на Вениамин, Быт.35:18; Самуил, «испрошенный от Бога», 1Цар.1:20 [ср. Измаил, Быт.16:11]) или, в редких случаях, общественным (Ихавод, «отошла слава», 1Цар.4:21), либо давали имя, в котором выражались их надежды или благочестие (Ной, «утешение», Быт.5:29; Иосиф, «прибавление», Быт.30:24; обратите также внимание на многие теофорические имена, начинающиеся или оканчивающиеся на Y[ah] или El). Некоторые дети, например, Измаил и Исаак, получали имя по Божьему повелению, обычно с пророческим смыслом (Соломон, Иисус, Иоанн) или даже с определенной пророческой целью (дети Исаии, Ис.7:3; 8:3,18; Осии, Ос.1:4, 6, 9). Имя Иаков (yaqob, «да поможет Бог») было дано как каламбур ребенку, который при рождении ухватился за aqeb, «пяту», своего близнеца, и продолжало восприниматься как дальнейшее развитие игры слов из-за его склонности aqab, «запинать» (Быт.25:26; 27:36). Эти ассоциации не забывались, когда имя Иакова распространилось на его потомство (Иер.9:4; Ос.12:3). Аналогичная шутка Авигеи по поводу имени своего мужа Навала, означающего «глупый» или «никчемный» (1Цар.25:25), воспринималась вполне серьезно поколениями комментаторов.

В идеале, однако, имя выражает сущность человека. Ее, разумеется, распознает Творец (Пс.146:4; Ис.40:26). В Быт.2:19 таким умением обладал Адам в отношении животных и, вместе с этим, властью над ними. Умение различать и властные полномочия часто подразумеваются в изменении имен. В переименовании выражается изменение личности и наступление нового этапа в жизни человека. Имена изменились у Аврама, Сары и Осии (Быт.17:5, 15; Чис.13:9 [Иисус Навин]); Ноеминь в своей горести думала об этом (Руф.1:20). Иакову, Гедеону и Соломону были даны дополнительные имена Израиль, Иероваал и Иедидиа – прозвища в старом смысле. В Новом Завете то же самое относится к Иакову и Иоанну (Воанергес), Симону (Кифа/Петр), кипрянину Иосии (Варнава) и Фоме/Дидиму (арамейское и греческое слова, означающие «близнец»; согласно патристическому преданию, его настоящим именем было Иуда). Петр и Фома служат примерами двойных имен из практических соображений в многоязычной культуре; к числу других примеров относятся Тавифа/Дорка (то и другое означает «серна») и Савл/Павел (близкие по звучанию, но не по смыслу). Некоторые новозаветные имена стали эллинизированными эквивалентами традиционных еврейских имен. Но у Иоанна Марка было два совершенно разных имени – семитское и римское. С другой стороны, в аналогичных ветхозаветных случаях (Иосиф, Быт.41:45; последние цари, 4Цар.23:34; 24:17; Даниил и его товарищи, Дан.1:7) отражается вмешательство иноземной власти. В новом имени Даниила Валтасар присутствовало имя бога Вила (Дан.4:5). В новозаветные времена получили также распространение прозвища, основанные на происхождении из определенной местности (Иуда Искариот, Мария Магдалина, Иосиф из Аримафеи), роде занятий человека (Симон кожевник), политических убеждениях (Симон Зилот) или просто образованные по имени отца (Вартимей, Варавва).

Символические имена и прозвища часто встречаются в поэзии и пророчествах. Имена тех, кто традиционно выступал против Бога в мифах (левиафан, Раав, бездна, дракон; См. МИФИЧЕСКИЕ ЖИВОТНЫЕ) или в ходе истории (Египет, Вавилон), используются как метонимии для прославления Божьих побед (Пс.73:13–14; 88:11; Ис.27:1; 51:9–10; Откр.11:7–8; 20:2–3) или как предупреждения Божьему народу. Иерусалим может стать Содомом (Откр.11:8; ср. Иез.16:46–56) или испытать еще более тяжелую участь (Мф.11:23–24). Вавилон – символическое название Рима или того, что Рим воплощает (Откр.17:5, 9; ср. Ис.21:9; 1Пет 5:13). Иезекииль порицает Иерусалим и Самарию в притче о двух сестрах, чье поведение противоречит их символическим именам (Иез.23 {Самария – «охраняющая гора», а Иерусалим – «учение мира»}). Иногда новые имена служат обвинением (Иез.6:30: 20:3; ср. Притч.21:24), но чаще они указывают на искупление: «город правды» (Ис.1:26; ср. Иер.33:16), «сильные правдою» (Ис.61:3), «Мое благоволение к нему» и «незамужняя» (Ис.62:4, 2; ср. Ис.62:12), «восстановитель» (Ис.58:12), «священники» и «служители» (Ис.61:6), «Господь там» (Иез.48:35; ср. Ис.60:14, 18), «город истины» (Зах.8:3), «Мой народ» и «Помилованная» (Ос.2:1 в противовес пессимизму, выраженному в Ос.1:6, 9; ср. Ос.1:10; 2:23; Рим.9:25–26; 1Пет.2:9–10). В Откровении переименовываются люди – новое тайное имя записывается на белом камне (Откр.2:17).

Божественные имена. К Богу относятся три вида имен: личное имя Яхве, существительные с общим значением «бог» – еврейское ᵓẽl и его производные и греческое theos часто с определенным артиклем, – которые в израильском монотеизме в достаточной степени выражали мысль об одном истинном Боге, а также различные термины, указывающие на конкретные атрибуты. В сложных именах, таких как Эль-Шаддай и Яхве Саваоф, сочетался третий тип с первым или вторым. С этими именами и взаимодействием между ними связано большое количество образов.

Имя Yahweh (употребляемое в тексте только в виде четырех согласных – yhwh тетраграмма) и его краткая форма Yah встречаются в Ветхом Завете свыше 6800 раз – чаще, чем любое другое слово. Краткая форма используется в литургической формуле хвалы – halᵉlu-yah. Глагол haya («Я есмь», Исх.3:14), по всей видимости однокоренной, в особых случаях (Втор.31:23; 32:39; Ис.48:12; Ос.1:9) имеет силу самого Имени. «Яхве» – самораскрытие Бога (Исх.3:15; 6:3), тем не менее, дискуссии по поводу его смысла (выдвигаются идеи, связанные с абсолютным существом, высшей силой, творением и милостивым присутствием) показывают, что Бог раскрывается как Тот, Кого невозможно постичь одним словом. Моисей смог узнать только Имя (Исх.33:18–20). В обоих богоявлениях контекст указывает, что действия Бога раскрываются в той же мере, что и Его загадочное Имя. Соперник, с Которым боролся Иаков, легко узнаваем, хотя Он и не сообщил Своего Имени (Быт.32:29–30; ср. Суд.13:18), и именно по делам суда или милости люди узнают, что «Я – Господь», как об этом часто заявляется в Книге Иезекииля (напр., Иез.6:13; 37:13).

В других культурах слово ᵓẽl служило именем конкретного бога, но в Ветхом Завете оно редко встречается как обозначение имени, за исключением сложных слов. Самая распространенная в Писании форма ᵓẽlohim – не имя в строгом смысле слова. Иногда в Писании она и theos относятся к богам или превознесенным смертным (напр., Исх.7:1; Суд.11:24; Деян.7:40; 1Кор.8:5).

Атрибутивные имена легче всего классифицировать по их смысловому значению. Титулы «Господь» и «Царь» ясно указывают на властные полномочия; слово báal, «хозяин», вышло из употребления, поскольку так называли языческих богов (ср., напр., 1Пар.8:33 со 2Цар.2:10; Ос.2:17). Верховная власть подразумевается также в именах Всевышний (Быт.14:18–22; Чис. 24:16; Лк.1:35; 6:35), Саваоф (sᵉbaot, всегда в сочетании с Яхве и никогда не встречающееся до монархического периода) и Шаддай, Всемогущий (sadday, Быт.17:1); последние два – транслитерации еврейских слов. Начиная с LXX, «Шаддай» в Ветхом Завете всегда переводится как «Вседержитель» (в Новом Завете см. Откр.4:8; 19:6). Особые случаи представляют Сильный (Ис.1:24; 60:16) и Сила (Мф.26:64), когда обычные слова употребляются как имена собственные.

В других именах используются метафоры близости. Одну группу составляют образы семейных отношений: Отец (Иер.3:4, 19; Мф.5:45; ср. арамейское abba, Рим.8:15), Муж (Ис.54:5; Ос.2:16) и Искупитель (Ис.63:16). С этим тесно связано определение «Бог [отцов]», как, например, в Быт.31:5, Исх.3:6 и Пс.45:8, 12. Другие имена, указывающие на близкие отношения (и употребляемые порой параллельно с вышеназванными) – Твердыня (Втор.32:15; Пс.18:15), Пастырь (Быт.49:24), Спаситель (Ис.43:3; 49:26; Лк.1:47) и Создатель (Ис.43:15; 45:9).

Еще одна группа состоит из имен, в которых высвечиваются определенные атрибуты: Бог как видящий (Быт.16:13), живой (1Цар.17:26; 1Тим.4:10), вечный (Быт.21:33; ср. Ис.44:6; Откр.1:8 – Альфа и Омега; Дан.7:9 – Ветхий днями), истинный и верный (Ис.65:16; ср. Откр.19:11), грозный (Быт.31:42) и несравненно святой (Ис.57:15; Ос.11:9; ср. Ис.6:3). Некоторые слова, употребляемые в Писании как прилагательные, рассматриваются в еврейском или христианском предании как имена (ср. Исх.34:6, 14; Пс.7:10; 102:8). Распространенный литературный прием (напр., Чис.24:16; Пс.90:1–2; Ис.44:6; 49:26; Откр.1:8; 1Тим.1:17) заключается в соединении нескольких имен, и некоторые из них фигурируют в числе мессианских имен в Ис.9:6.

К особой категории, учитывая его связь с Троицей, относится имя (Святой) Дух (Мф.28:19; Мк.1:8, 10; Ин.7:39; ср. Ин.4:24; Иоил.2:28) с сопутствующими наименованиями (Ин.14:26: Параклет, Утешитель; Ин.15:26: Дух истины). Наконец, персонифицированная Премудрость (напр., Притч.8) некоторыми исследователями рассматривается как божественное имя.

В Новом Завете имя Иисус, означающее «Яхве спасает» (ср. Мф.1:21), – обычное имя в честь одного из героев Израиля, Иисуса Навина, но в то же время близкое к одному из божественных титулов – связь становится очевидной, когда Иисуса называют Спасителем (напр., Лк.2:11; Ин.4:42; Тит.3:6; ср. Тит.3:4). Другие божественные имена, которыми называл Себя Он Сам или которыми называли Его, относятся к конкретным сферам (Искупитель, Царь, Пастырь, Жених) или указывают на отождествление с Божеством (Тит.2:13). «Исповедовать, что Господь Иисус Христос» (Флп.2:11; ср. Мф.22:43; Рим.10:9; 1Кор.12:3) значит ставить Его «имя выше всякого имени» (Флп.2:9), откликаясь на Его призыв «Я есмь» (Ин.8:24, 28, 58; 18:6). Божественные титулы Живой (Откр.1:18) и Альфа и Омега (Откр.22:13; ср. Евр.13:8) принадлежат Ему. То же самое относится к титулу Сын Божий (Мф.14:33; Лк.1:35; Ин.5:20, 25; Рим.1:4; Евр.1:2, 5) – но с новым значением (ср. 2Цар.7:14; Иов.1:6; Дан.3:25) – и к более абстрактным титулам, таким как Святой, Сила, Премудрость, Праведный, Аминь (Деян.3:14; 1Кор.1:24, 30; Откр.3:14).

В Новом Завете появляется еще одно имя – Слово (Logos: Ин.1:1; Откр.19:12–13). По отношению к Иисусу употребляются также имена из ветхозаветных пророчеств – Помазанный (masiah, christos), Сын Человеческий, Сын Давидов, Восток (Лк.1:78 [Отрасль в LXX, Иер.23:5; Зах.3:8]), Еммануил (Мф.1:23 из Ис.7:14; ср. Пс.45:12), Отрок (Мф.12:18) – и из ветхозаветных образов: Агнец, Пасха (1Кор.5:7), Адам (1Кор.15:45; ср. Рим.5:14), Камень (1Кор.10:4), Лев и Корень (Откр.5:5). В основе многих из этих имен лежит мысль о раскрытии ранее скрытого смысла.

Идиоматические и метафорические выражения. В качестве метонимии имя может обозначать человека, носящего его (Чис.1:2; Деян.1:15; 4:40; Откр.3:4) и наоборот (Исх.32:33; Дан.12:1). «Славное» имя Бога (1Пар.29:13; Пс.71:19) надо благословлять, восхвалять, превозносить, величать, прославлять, благодарить, святить, любить, помнить, провозглашать, его следует бояться, в нем надо радоваться и торжествовать, на него надо уповать, его надо желать и искать. Для многих из этих глаголов, требующих дополнения в виде имени, объектом служит Бог. Распространенное выражение «воззвать к [Божьему] имени» означает фактически воззвать к Богу по имени. С человеческой точки зрения, имя – это средство, с помощью которого к Богу можно приблизиться и познать Его, в той мере, в какой Бог уже познан. Это также средство внешнего выражения внутренней преданности (ср. 2Тим.2:19, «исповедующий имя»), в котором соединяются духовная и материальная сферы.

В имени иногда выражается репутация – дурная (Втор.22:14; Лк.6:22) или хорошая (Притч.22:1; Откр.3:1), иногда слава и честь (напр., Втор.26:19; 2Цар.8:13; 2Пар.26:15; Соф.3:20; Мк.6:14) или положение (2Цар.23:18, 22; Евр.1:4). Бог дал Аврааму и Давиду «великие» имена (Быт.12:2; 2Цар.7:9; ср. 3Цар.1:47 [Соломон]). Величайшее из всех имен в Израиле (Пс.75:2) и во всем мире (Втор.28:10; 3Цар.8:42–43; Пс.8:2; 47:11; 148:13; Ис.60:9; Мал. 1:11) – имя Бога, внушающее уважение и поклонение (3Цар.8:41–42; ср. Нав.9:9).

Слава Яхве основывается на верности в соблюдении завета (Пс.137:2) и силе, про-явленных ради народа (2Цар.7:23; Неем.9:10; Иер.16:21; ср. Нав.7:9; Ис.59:19; 64:2) и угнетенных (Пс.73:21). Действия «ради имени Твоего [Моего, Своего]», наряду с сохранением личной чистоты, обеспечивают поддержание Им такого представления путем водительства (Пс.22:3; 30:4), прощения (Пс.24:11; 78:9), проявления милосердия (1Цар.12:22; Ис.48:9; Иер.14:7, 21; Иез.20:44) или спасения (Пс.105:8; 108:21; 142:11). Поведение Израиля и последующий плен подорвали эту репутацию, поэтому Яхве говорит, что будет действовать «ради святого имени Моего, которое вы обесславили у народов» (Иез.36:22; ср. Иез.36:19–24; а также Пс.73:10, 18; Ис.52:5–6; Иез.20:9, 14, 22; Рим.2:24; 1Тим.6:1).

Но осквернение имени сводится не просто к подрыву репутации Яхве. Имя само по себе священно, и пред ним следует благоговеть (Втор.28:58; Пс.110:9; Мал. 2:5; ср. Мф.6:9 – «святится»). Такое благоговение подразумевается при использовании Божьего имени в клятвах (Втор.6:13; 1Цар.20:42; 3Цар.2:23; Ис.65:16; Иер.12:16; ср. Иер.44:26; Евр.6:16). Что касается злоупотребления Божьим именем, в еврейском языке есть слова с семантическими значениями, обозначающими разную степень такого злоупотребления – от пустоты (saw, «тщетно»), лжи (seqer: Лев. 19:12; Зах.5:4) и нечистоты (tame, «осквернять», Иез.43:7–8; halal, «бесчестить», напр., Лев. 19:12; Ис.48:11) до прямых нападок (naqab, «кощунство, богохульство»: Лев. 24:11, 16; ср. Деян.26:11; Иак.2:7; Откр.13:6; 16:9). В третьем и четвертом случаях подчеркивается результат – оскорбление святого, нередко косвенное, через поклонение лжебогам (Лев.20:3; 22:2; Иез.20:39; Мал. 1:12) или проявление несправедливости (Иер.34:16; Ам.2:7). В остальных случаях имеется в виду позиция обидчика – легкомыслие, своеволие или враждебность в словах по отношению к Имени. Такие оскорбления были настолько серьезными, что в конце концов появился обычай избегать даже невольного злоупотребления, не произнося имя Яхве (Лев.24:11, 16) или заменяя его либо эвфемизмами типа «другое место» (Есф.4:14), «небеса» (Дан.4:23; Мф.21:25; Лк.15:18), либо – в раннем постбиблейском иудаизме – словом «присутствие» (sᵉkina) либо – при чтении вслух словом Адонай (отсюда греческое kyrios вместо еврейского yhwh в LXX и перевод «Господь» во многих современных версиях).

Выражение «во имя [кого-то]» может указывать на положение (Мф.10:41–42; Мк.9:41), обман (Мф.24:5), взятие на себя ответственности (Есф.2:22; Еф.5:20) или намерение (Пс.117:26; Мф.18:20). Чаще, однако, имеется в виду передача полномочий. Не считая совершения служения (Втор.18:5; Мф.18:5; ср. Евр.6:10), участия в битве (1Цар.17:45; 2Пар.14:11; Пс.19:6, 8; 117:10–12; ср. Пс.43:6) и, в более общем смысле, исполнения роли представителя (Ин.5:43; Рим.1:5; Кол.3:17), это выражение связывается, главным образом, с выступлением от имени: с передачей сообщения царя или лидера (1Цар.25:5; 3Цар.21:8; Есф.3:12; 8:8), а когда речь идет об имени Бога или Иисуса, это может быть сообщение о благословении или проклятии (Втор.10:8; 2Цар.6:18; 4Цар.2:24; Пс.128:8; ср. Ис.66:5, где имеется в виду ложная ссылка на авторитет Бога), о суде (1Кор.5:4), о провозглашении (Лк.24:47), о послании и пророчестве (Исх.5:23; 3Цар.22:16; 1Пар.21:19; Езд.5:1; Иер.20:9; Дан.9:6; Деян.5:28; 9:28; Иак.5:10) – порой ложном (Втор.18:20; Иер.27:15; 29:9), а также о призыве (1Кор.1:10 [dia]) и повелении (2Сол.3:6). Власть, на которой основывается повеление, изгоняет бесов (Мк.16:17; Лк.10:17; Деян.16:18) даже, вероятно, в тех случаях, когда имя используется неподобающим образом (Мф.7:22–23) и тем самым профанируется; но опыт семи сыновей Скевы свидетельствует не в пользу представления, что имя само по себе предоставляет магическую силу в распоряжение пользователя (Деян.19:13–16).

На самом деле «познание» Божьего имени означает гармоничные отношения человека с Богом, соответствующие Божьему образу и Его целям (ср. Пс.90:14, где сказано «возлюбил Меня», а не получил инструмент власти). При совершении чудес (Мк.9:39; Ин.10:25; Деян.3:6; 4:30; Иак.5:14) и в молитве (Ин.14–16) имеется в виду, скорее, обращение к имени, чем повеление, и подразумевается вера (Деян.3:16). Прощение тоже получают «именем Его» (Деян.10:43; 1Ин.2:12), равно как жизнь и спасение (Ин.20:31; 1Кор.6:11; Деян.4:12), хотя здесь, как и в Деян.4:10, имя выглядит просто метонимией Самого Иисуса. Равным образом, веровать «во имя Его» и «в Него» показаны взаимозаменяемыми выражениями (напр., Ин.3:18).

Еще один речевой оборот с использованием божественных имен связан с крещением (Мф.28:19; Деян.2:38; 8:16; 10:48; 19:5). Символика здесь неоднородная. Помимо властных полномочий, в ней подразумевается представление о новой личности, зависимом положении и получении другого имени как защитного покрывала. Последнее ясно показано на примере общественных отношений в Ис.4:1 и в трех важнейших ветхозаветных образах, связанных с отношениями между людьми и Богом.

Первый – это Имя в конкретной силлабической форме как знамение и гарантия неизменной верности Яхве. «Имя Господа – крепкая башня» (Притч.18:10) для защиты, помощи и спасения (Пс.19:2; 53:3; 123:8; Ин.17:11–12); на него можно уповать (Пс.32:21; Ис.50:10; Соф.3:12; Мф.12:21).

Второй выражается в таких оборотах, как «пребывать имени Его там» (Втор.12:21), основное значение которых – Божье присутствие. Во время странствий оно проявлялось в путеводном ангеле (Исх.23:21; ср. Исх.33:14) и в скинии (Втор.12:5; ср. Исх.20:24). Позднее оно стало связываться с ковчегом завета (1Пар.13:6) и особенно с храмом (напр., 3Цар.9:3; Пс.73:7) и Иерусалимом (напр., Ис.18:7; Иер.25:29).

В третьем та же символика распространяется на Божий народ: на Израиль (Чис.6:27; 2Пар.7:14; Ис.43:7; Иер.14:9; ср. Иер.15:16), пророчески на все народы (Ам.9:12; ср. Ис.56:6; Соф.2:9; Зах.14:9; Еф.3:15) и, наконец, на названных христианами (Деян.11:26).

В апокалиптическом видении Иоанна на всех в конечном счете будет написано имя Бога (Откр.3:12; 14:1; 22:4) или Его противоположности (Откр.13:17). Следовательно, нести имя Христа значит разделять Его власть, пользоваться Его защитой и отождествляться с Ним. Это влечет за собой ответственность (2Тим.2:19; 3Ин. 1:7; Откр.2:3) и определенный риск (Мф.19:29), даже бесчестие (Деян.5:41; 1Пет.4:14; ср. Мф.5:11) и гонения (Мф.24:9; Лк.21:12, 17; Ин.15:21; Деян.9:16; 21:13), а также придает совершенно иное значение выражению «ради имени Моего». Если человек держится имени Христа и не отрекается от него (Откр.2:13; 3:8), это гарантирует сохранение его собственного имени (Откр.3:5; ср. Лк.12:8–9).

См. также: БОГ; ИИСУС ХРИСТОС.

Библиография:

J.Barr, «The Symbolism of Names in the Old Testament», BJRL 52 (1969) 11–29;

W.Eichrodt, Theology of the Old Testament (2 vols.; London: SCM Press, 1961–1967);

F. Hahn, The Titles of Jesus in Christology (London: Lutterworth, 1969);

T. N. D. Mettinger, In Search of God (Philadelphia: Fortress, 1988);

K.H.Miskotte, When the Gods Are Silent (London: Collins, 1967);

J. A. Motyer, The Revelation of the Divine Name (London: Tyndale, 1959);

O.Odelain and R.Seguineau, Dictionary of Proper Names and Places in the Bible (Garden City, NY: Doubleday, 1981);

Y.T. Radday, «Humour in Names» //On Humour and the Comic in the Hebrew Bible, ed. Y. T. Radday and A. Brenner (Sheffield: Almond, 1990) 59–97;

V. Taylor, The Names of Jesus (London: Macmillan, 1953);

J.-J. von Allmen, ed., Vocabulary of the Bible (London: Lutterworth, 1958).


Источник: Словарь библейских образов : [Справочник] / Под общ. ред. Лиланда Райкена, Джеймса Уилхойта, Тремпера Лонгмана III ; ред.-консультанты: Колин Дюриес, Дуглас Пенни, Дэниел Рейд ; [пер.: Скороходов Б.А., Рыбакова О.А.]. - Санкт-Петербург : Библия для всех, 2005. - 1423 с.

Комментарии для сайта Cackle