ГОНЕНИЯ
Первейшее и самонужнейшее… средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молить о них по заповеди Христовой (прп. Лев, 20).
* * *
А насчет неудовольствий, по мнению вашему, от собратий, то всечасно просим и молим Премилосердого Владыку нашего, Создателя и Промыслителя, дабы даровал нам, бедным, разум для беспогрешительного обхождения с ними и в находящих [искушениях] дабы ниспослал терпение. В таковых случаях пренужно вспоминать себе для утешения авву Kира, коего все братство выгоняли и хухнали64 и из трапезы и пр. Но он при исходе из тела благодарил их, что они его искушали; вместо же того он от бесов пребыл неискушаем. Да еще вам припомню: батюшку, всеобщего нашего отца Феодора, скажите – где любили?.. И святой апостол пишет, что хотящие благочестно жить гонимы будут (см. 2Тим. 3, 12) (прп. Лев, 30).
* * *
Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы (2Тим. 3, 12), если не от людей, так от бесов, и Господь глаголет: враги человеку – домашние его (Мф. 10, 36). Терпи все и смиряйся, тогда будет и хорошо, и спокойно (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, только остается не отвергать, а принимать великодушно или хоть терпеливо переносить. Нездоровится нам телесно – ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем евангельские слова Самого Господа: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Возрадуйтесь в той день и взыграйте, ибо велика ваша награда на небесах и награда вечная (Мф. 5, 11–12). На земле же все временно, и кратковременно, и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы (2Тим. 3, 12) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Спрашиваешь, принимать ли тебе сестер от пострига. Скажи им, что если вы не боитесь скорби, то я не отказываюсь, но только вперед говорю, что вас будут подозревать в наговорах мне и будут ненавидеть; вот вам и пример: одну я взяла с охотой, и теперь все ее гонят (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Ты пишешь, что не можешь равнодушно смотреть на м. игуменью и потому удаляешься всячески, чтобы не являться ей на глаза. Это нехорошо и неполезно тебе, лучше с усердием и с верой помолиться Господу Богу о ней, как умеешь: тогда, может быть, и изменит в ней Господь неправое понятие о тебе, если это нужно будет, потому что, по слову апостола: все, желающие жить благочестиво… будут гонимы (2Тим. 3, 12) (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верой и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Заметьте, Колизей разрушен, но не уничтожен. Колизей, вы помните, это театр, где язычники любовались на мучения христиан, где лилась рекой кровь христианмучеников… Ад тоже разрушен, но не уничтожен, и придет время, когда он даст о себе знать. Так и Колизей, быть может, скоро опять загремит, его возобновят, поправят (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Монастыри будут в великом притеснении и гонении… Истинные христиане будут ютиться в маленьких церквочках… Не дай, Господи, дожить до этого времени… А вы доживете, будете в монастыре, которые вообще будут в гонении, а потом и в лишении (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Как Христос на пути в Иерусалим не был принят жителями той страны, ибо лице Его бе грядый во Иерусалим (Лк. 9, 53), потому что Он имел вид странника, путешествующего во Иерусалим, так и всякого подвижника, раба Христова, не принимают люди мира сего, ибо он имеет вид человека, грядущего в Горний Иерусалим. Они не понимают его и не могут понять. Не понимают они его христианского подвига, они чужды ему. Kажется он им неразумным, странным. И образ мыслей, и чувства, и понятия, и желания, и поведение, и вся жизнь, даже наружный вид у человека, живущего для Бога, не такой, как у человека, живущего жизнью мир сего. И потому мир, враждебный Христу, восстает против тех, которые стараются жить по-христиански, гонят их, враждуют против них, не принимают их в свою среду. Не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим (Лк. 9, 53) (прп. Никон, 21).
* * *
Ведь я – монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если это терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин пострижения на деле, а не унывать (прп. Никон, 21).
* * *
Гонения и притеснения полезны нам, ибо они укрепляют веру (прп. Никон, 21).
* * *
Хухнать – насмехаться.