составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ВОЗДЕРЖАНИЕ

Воздержания… не в том сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да ижденет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное; вот в чем истинный пост, и какового от нас паче всего требует Господь (прп. Лев, 20).

* * *

Воздерживаясь от брашен, должны воздерживаться и от страстей (прп. Макарий, 20).

* * *

Правда, что чай в монастыре привыкших к оному немало облегчает, но зато много вредит тем, которые его прежде не пили. Такие так к чаю пристращаются, что и меры в оном не знают. А всем известно, что первозданные Адам и Ева через вкус и вкушение были изгнаны из рая. Поэтому всеми святыми отцами и предписывается начинающим благочестие прежде всего воздержание вкушения. Чтобы возбранение чаю не так тяжело казалось малодушным, то любящим есть щи возбранено до времени употреблять и щи. Повидимому, вещь малая или дело маловажное, но в сущности оно очень важно. Через такое испытание, по-видимому, и не совсем уместное, явно доказывается отсечение своей воли и искреннее послушание, свидетельствуемое евангельским словом Самого Господа: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Отвергнуться себя – значит отвергнуть хотения своей воли и своих разумений.Взять крест – значит нести тяжесть послушания, так как Сам Христос был послушен до смерти крестной (Флп. 2, 8)…

Я пил и пью теперь чай, как больной, иногда и не вовремя, но очень сожалею, что прежде ел и пил без особенной надобности, когда можно было бы и воздержаться с большей пользою душевною. Может быть, и не был бы так нездоров и болен, а то от чайной испарины не раз простужался. Впрочем… чай пей, только дело духовное разумей, а молодым и особенно простым полезно и воздержаться по многим причинам. Первая из этих причин есть та, что предположено было устроить общину на строгих правилах, так как послабление во многих обителях было поводом ко многим непозволительным слабостям.

Я хоть и сам слаб и слабо живу, но ублажаю твердо, и воздержанно, и подвижно48 живущих. И Сам Господь призывает на вечный покой труждающихся и обремененных (см. Мф. 11, 28) (прп. Амвросий, 1).

* * *

Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобное (прп. Амвросий, 1).

* * *

Вот я, сорок лет живя в монастыре, угождал больному чреву чаепитием, но оно все болит да болит и нисколько не успокаивается, а еще более раздражается. Не вотще святой Иоанн Лествичник написал, что чем более будешь угождать телу, тем более оно свирепствует и тем более тебя будет беспокоить. Воздержные люди большей частью бывают здоровы, а невоздержные большей частью бывают больны. Первые если по особенному Промыслу Божию бывают и нездоровы, то, по крайней мере, находят утешение в покойной совести, не упрекающей их в невоздержании, от которого бывает расслабление и в прочем, относящемся к духовной жизни (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Еще пишешь, что воздержания нет. Приучай себя, а за излишество укоряй себя и смиряйся. За чаем лучше бы не есть, а если трудно воздержаться, то что же делать, можно немного и поесть. Главное – других не зазирай49 за это (прп. Иосиф, 19).

* * *

Воздержание умеренное полезнее всего (прп. Никон, 20).

* * *

48

Подвижно – здесь: в подвиге.

49

Зазирать – наблюдать скрытное, замечать чьи-либо проступки, порицать, осуждать.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle