АНТИХРИСТ
Страшно будет Второе пришествие Христово, и ужасен последний Суд всего мира; но не без великих ужасов будет перед тем и владычество антихриста, как сказано в Апокалипсисе: В те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, но смерть убежит от них (Откр. 9, 6). Приидет же антихрист во времена безначалия, как говорит апостол: пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2Фес. 2, 7), то есть когда не будет предержащей власти (прп. Амвросий, 1).
* * *
Дух антихристов от времен апостольских действует через своих предтечей, как пишет апостол: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2Фес. 2, 7). Апостольские слова удерживающий теперь относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить оную на земле. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно через злых ариан,2 людей образованных и придворных, а потом действовал хитро через образованных масонов, а, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, паче меры. Но обратится болезнь их на главу их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в тартар на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство (прп. Амвросий, 1).
* * *
В Святом Писании, например в Апокалипсисе и даже в Ветхом Завете, встречается слово «острова». Например, острова будут уповать на Бога (Ис. 51, 5). Как «острова» могут уповать? Под словом «острова» разумеются монастыри. А означает весь текст то, что к пришествию антихриста разве в монастыре еще сохранится вера (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Весь мир находится как бы под влиянием какой-то силы, которая овладевает умом, волею, всеми душевными силами человека. Одна барынька рассказывала, что был у нее сын. Был очень религиозен, целомудрен, вообще был хороший мальчик. Сошелся с товарищами и стал неверующим, развратным, словно кто-то овладел им и заставляет его все это делать. Очевидно, что это посторонняя сила, сила злая. Источник ее – диавол, люди же являются только орудиями, посредством. Это антихрист идет в мир, это – его предтечи (прп. Варсонофий, 32).
* * *
О времени пришествия антихриста никто не знает, как сказано в Евангелии, но признаки скорого пришествия антихриста уже есть. Видя такое гонение на веру и стремление уничтожить ее, а также и многое другое, надо думать, что время это приближается. Но все же точно ничего нельзя сказать. Бывали и раньше времена, когда считали, что пришел антихрист. Например, при Петре, а последствия показали, что это было ошибочно, мир еще существует. Да и какой смысл в этом исчислении? (прп. Никон, 21).
* * *
Желание дожить до пришествия антихриста греховно. Такая скорбь будет тогда, что, как сказано, – праведник едва спасется. А желать и искать страданий опасно и греховно. Это бывает от гордости и неразумия (прп. Никон, 21).
* * *
Ариане – последователи Ария, ерисиарха IV века.