БРАК
Обрядов неприличных и сборищ неблагообразных делать не советую27: исполнить этот пустой обычай против законной совести значило бы то же, что и поклониться идолу. Поречений28 за это опасаться отнюдь не должно. Никто из здравомыслящих не произнесет на это укоризны, а разве из ветреных кто дерзнет, но на это нечего смотреть (прп. Лев, 20).
* * *
[Которые] с благословением родительским приступают к сему священному Таинству, тех всячески премилостивый Господь устраивает их судьбу по Своей воле: бракосочетание бывает благоприятно не только сочетающимся, но и семейству, и всем (прп. Лев, 20).
* * *
Даю вам такой совет: во-первых, надо прибегать к Господу Богу с молитвой и к Пречистой Божией Матери – Ее ходатайство сильно у Бога: да устроит Он участь вашу по святой Его воле, а если будет вам полезно вступить в предлагаемый вам брак, то да ниспошлет к содействию Свою помощь и благословение, а если не на пользу, то судьбами Своими да расстроит это дело. Такое предание себя в волю Божию, а не искание своей воли, предохранит вас от многих искушений, каковые иногда бывают, если кто непременно хочет, чтобы исполнилось по своей его воле. Потом принять совет родных и ближних ваших, конечно, Господь и им известит сказать вам полезное. Еще надобно узнать о его религиозном направлении и благочестивом сохранении уставов матери нашей Православной Церкви и о нравственности его, хотя отчасти: нынешние времена опасные, много есть вольнодумства и непокорности Святой Церкви; хотя бы он и нравился вам, но если нет прочной веры и благочестия, то не советую вам посягать за такого, а если истинный христианин и сын Православной Церкви, благочестив, то советую при содействии помощи Божией. Если есть воля Его идти за такого человека и если дело устроится к совершению, то прежде брака советую, приготовясь, сообщиться Святых Пречистых Таин Христовых и вам, и ему. Приступая к столь важному Таинству, какой брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью, и приобщением Святых Таин, и молитвой, но не балами и музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже и на вечность. А какая может быть участь ваша в супружестве? Это по мере каждого нравственного устроения – или наказует, или награждает. Касательно состояния не надо много пещись: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится (Мф. 6, 33) (прп. Макарий, 20).
* * *
Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь судьбу вашу по святой Его воле. Если есть воля Его святая на то, чтобы вы отдали в настоящее время руку свою предлагающему вам о брачном совокуплении, то и всякое препятствие устранится. Вы же совершенно покорите вашу волю воле Божий; а между тем надо узнать о нем: истинный ли он христианин Православной Церкви, доброй ли нравственности и о семействе (его). Согласны ли ваши родители на ваше замужество и есть ли ваше собственное полное согласие? При таких условиях и действиях да благословит вам Господь вступить в новую семейную жизнь, а что будет вперед – никому не известно (прп. Макарий, 20).
* * *
Цель брака есть чадородие (прп. Антоний, 20).
* * *
Есть некоторые новобрачные (от чего да сохранит вас Господь), которые или от мнимого благоговения, или от крайнего неведения Богом благословенное Таинство Брака порицают, называют его скверным, гнусным, проклятым и противным Богу и всеми мерами стараются избегать супружеского общения, притворяя себе и то, и се, и ложные недуги, чтобы не быть вкупе… Все таковые новобрачные смертно согрешают перед Богом, ибо, по слову святого апостола Павла, брак честен, и ложе его нескверно (ср.: Евр. 13, 14); который брак благословен есть человеку Самим Богом чадородия ради (прп. Антоний, 20).
* * *
Брачная жизнь – Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь – святая и ангельская жизнь, и та, и другая – богоугодная жизнь (прп. Антоний, 20).
* * *
Спрашиваешь о браке племянника и племянницы на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают? Супружеского счастья не бывает за это; да и на детях отражается неизлечимо болезненностью детей, а поэтому я не могу советовать на подобные браки решаться (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Пишешь, что… один человек, который некоторое время жил в киновии29 близ Троице-Сергиевой Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается за девушку… выйти ли этой девушке за означенного человека или нет? Выйти-то можно, да будет ли от этого толк? В Евангелии Сам Господь глаголет, что озирающийся назад не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9, 62). И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали в брак, но не было примера, чтобы такие люди бывали благополучны в своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбой такого человека весьма неблагонадежно; и я со своей стороны никому не могу подать на это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобного брака ожидать нельзя (прп. Амвросий, 9).
* * *
Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни (прп. Иосиф, 19).
* * *
Ты говоришь, что жених – хороший человек, это очень приятно слышать. Затем условие: если только жених нравится невесте, то Бог благословит, а если не нравится, то насильно отдавать не надо. Такое несчастное насилие другие родители делают (прп. Иосиф, 19).
* * *
Сам по себе брак – великое Таинство, Сам Господь освятил его (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству христианской Церкви (прп. Нектарий, 20).
* * *
Хотя ты и не принимала пострига в мантию, но все же ты имела рясофор, а на одеяние рясы читается такая молитва: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни, и призвал еси ю на честное сие обещание: сподоби убо ю пожити достойно во ангельском сем жительстве: и сохрани ю от сетей диавольских, и чисту ея душу и тело соблюди даже до смерти», и далее: «облецы ю освящения одеждою, целомудрием препояши чресла ея…» Из этого видно, что Святая Церковь Православная на рясофор смотрит как на обет Богу. Бойся солгать Богу.
Теперь если к этому приложим еще и то, что соблазняет тебя монах мантийный, то мне страшно подумать, какой на это суд произносит Святая Церковь. Вот что написано в законоправильнике: монах или монахиня если приидут в общение брака, не считается то брак, но блуд, или, лучше сказать, прелюбодейство (прп. Никон, 20).
* * *
Речь идет о свадьбе.
Поречение – порицание.
Kиновия – общежительный монастырь.