БОЛЬНОЙ
Промысел Божий нам непостижим, потому попущает тебе быть больным, конечно, или к наказанию, или к испытанию, а может быть, и предупреждению от каких-либо грехопадений и удержанию в границе смирения (прп. Макарий, 20).
* * *
Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения (прп. Амвросий, 2, ч. 1).
* * *
Но еще тяжелее больному бывает, когда болезнь его телесная происходит не от одних телесных причин, но и от внутренних скорбей, а в таком случае болящему бывает сугубое томление. Но святой Давид, все скорбное испытав, взывал ко Господу: При умноже нии страданий моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою (Пс. 93, 19). И апостол Павел пишет: Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12, 6). И паки, получив много ран телесных, несправедливо ему нанесенных, святой апостол написал: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор. 4, 16) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: был болен, – говорит Он во святом Евангелии, – и вы посетили Меня (Мф. 25, 36) (прп. Иосиф, 19).
* * *
Написала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. Но я говорил тебе, это ничего. Только старайся без нужны и без особенно причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если не можешь ходить каждую службу в церковь, то ходи, когда можешь. От больных не требует Господь трудов и понуждения, а требует смирения и благодарения. Когда в силах, то иди к утрене, а слаба – дома молись, как можешь. Пятисотницу26 можешь справлять и с одними малыми поклонами или даже сидя. Помни, что на сердце смотрит Бог (прп. Иосиф, 19).
* * *
Всякому человеку нужно претерпеть время искушений и борьбы. Тяжелое болезненное состояние. Про эти муки говорится в псалме: «Объяша мя болезни яко рождающия», и далее: «и извел мя еси на широту» (см. Пс. 17, 20). «Женщина, когда приходит время рождения, испытывает сильные боли, а когда родит, радуется, ибо родился человек в мир"(см. Ин. 16, 21). Так и всякий человек, рождаясь духовно в новую жизнь, испытывает болезнь, пока еще не вышел на широту. Кто не испытал этих рождающих болезней в миру, до монастыря, то ему необходимо испытать их в монастыре. И вам это предстоит, ибо вы не испытали этого в миру.
– А в чем заключаются эти болезни?
– В борьбе со страстями. Страсти будут восставать. На кого-то блудная страсть напала, конечно, по действу диавола, а на вас, может быть, гнев, – на всех будете сердиться, даже на грешного Варсонофия. Или еще мания величия и прочие страсти. И враг вас не оставит: если победите одну страсть, воздвигнет другую и так далее. Здесь нужно терпение. Нужно терпеть самого себя, а не слагать оружия. Терпение необходимо (прп. Варсонофий, 32).
* * *
Пятисотница – монашеское правило, состоящее из пятисот молитв.