МИР СЕЙ
Вот величие и надежды мира сего! Как они ненадежны и ничтожны! Истинно как сон или тень преходящая. Хоть сто лет проживи во всяком наслаждении, богатстве и славе, а все надо явиться и дать отчет о делах своих, напротив же, с какими скорбями и неудобствами сопряжена жизнь наша, а паче мирская. Благодари Бога, что Он тебя призывает послужить Ему в обители избранных и отлучивших себя от мира (прп. Макарий, 20).
* * *
Надо, познав суету мира, воистину бесполезную, уклоняться от нее и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и, находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих, и еще от некоторых малых исправлений мним себя истинными христианами, а этим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего Господа Иисуса Христа (прп. Макарий, 20).
* * *
Вы жалуетесь, что все надежды мирские исчезли для вас; да и можно ли понадеяться на мир? Кому он не польстил? Кому не солгал? Обещает он много, а дает очень мало. Одни только уповающие на Господа, по слову святого Давида, не погрешают, то есть не обманутся в надежде своей! (прп. Антоний, 20).
* * *
Мир – это такое чудовище, что если повернуть кругом, то разорвет (прп. Варсонофий, 20).
* * *
Под словом «мир» мы подразумеваем все то, что подвержено страстям, что далеко от Бога. Нам хорошо. Слава Богу! Мы живем в пустыне мира – можем в церковь ходить, можем побеседовать с единомысленными людьми. Слава Богу! (прп. Никон, 21).
* * *
Работающие миру считают служение Богу неудоисполнимым и не замечают того, какие цепи накладывает мир на своих последователей.
Вот взять хотя бы праздничные визиты. Вместо того чтобы отправиться в храм, люди с утра до вечера ездят по визитам, часто бывая у лиц, им несимпатичных, да и лица эти вовсе не желали бы их видеть у себя. А попробуй-ка, например, подчиненный не побывать у начальства, ну, сейчас и неприятность, а то и вовсе лишат места.
Возвращается человек домой вечером, усталый, разбитый, проклиная суровый обычай века сего.
Как же поступать христианину в подобных случаях? Апостол Павел говорит: «Творите все, что не против вашей совести, а что противоречит, от того отвращайтесь» (ср.: 1Кор. 10, 25–28). Совсем же не сноситься с миром невозможно, иначе пришлось бы уйти из него. Мир сильно не любит противящихся ему и награждает их разными названиями – монашек ненормальных, отсталых, и в устах мира это – позорное название.
– Знаете ли, – говорит один другому про такую-то, – что с ней сделалось? Еще в прошлом году она была так мила на маскараде. Стольких заинтриговала, изображая Диану, преследуемую охотниками, а теперь? Нигде не бывает, только ходит в церковь, читает святые книги, вообразите?! Она ненормальная! – вот приговор мира.
Пока она служила врагу, то считалась умной и интересной, перешла на сторону Христа – стала ненормальна. И осуждает мир такую, смеется над ней. Положим, что считать за норму, если отречение от Христа, то действительно она – ненормальная.
Но надо все перенести, все терпеть и остаться верной Христу. Но таковы были первые христиане, они, не взирая на муки, твердо держались за Христа. Привели, например, Федора Тирона к правителю.
Кто ты и какого ты звания? – спросил мучитель.
Я – христианин, прежде был рабом такого-то, теперь – раб Христа.
Но почему же ты от такого богача перешел ко Христу?
Потому что я познал истину.
Но ведь если ты не отречешься Христа, я буду тебя мучить.
Мучай, Господь даст мне силы перенести муки, тело ты можешь замучить, но не коснешься души.
И он перенес все муки, но остался верен Спасителю.
Правда, и тогда отрекались иные, видя кипящие котлы с оловом, куда бросали живых людей, обращавшихся в пепел. Или, например, забивали гвозди под ногти, обрубали пальцы, вытягивали из рук жилы и на этих жилах подвешивали мученика на дерево, подпаляя медленно огнем и строгая тело железными когтями.
Ныне христиан не мучают на площадях, не сжигают на кострах, храмы открыты, в них совершается богослужение, но вот грустное явление – многие и без муки отрекаются от Христа. Преследует мир рабов Христовых насмешками и презрением, и они не переносят сего.
А ты стала что-то часто ходить в церковь? – язвительно задают вопрос. Молчит. – Конечно, отчего не сходить в праздник, но ты, кажется, чуть не каждый день ходишь, да и посты начала соблюдать.
Снова молчит. А иная начнет приставать:
Ты вот все читаешь святые книги, а читала ли ты Ницше и т.д. Вот почитай только, и сама увидишь, что они говорят, – да так и засыплет неопытную именами своих богов (у них ведь тоже свои боги). – Если ты религиозна, то должна рассматривать вопрос со всех сторон, а не бояться услышать противоположное мнение.
Не надо их слушать. Не читайте безбожных книг, оставайтесь верными Христу, если спросят о вере – отвечайте смело.
Ты кажется зачастила в церковь?
Да, потому что нахожу в этом удовлетворение.
Уж не в святые ли хочешь?
Kаждому этого хочется, но не от нас это зависит, а от Господа.
Таким образом вы отразите врага. Конечно, тяжело бывает от скорбей со всех сторон, унывают даже, особенно это известно монахам, кажется, что и Господь оставил, – действительно, может быть, он временно отступил, но зорко следит за каждой душой и не дает ей погибнуть.
Многие начавшие жить во Христе бывают очень требовательны в молитвах:
Господи, сделай меня святой.
Конечно, это законная просьба, но недостижимая сразу. Это показывает, как ненавидит враг монастыри. Помню, когда я был в миру, то представлял себе монастырь скукой – все молись да молись, редька, да постное масло, да поклоны. Но и бывая в аристократических домах, я испытывал скуку. Придешь, бывало, туда, где собираются умные люди, думаешь услыхать что-либо полезное, а на самом деле не то – передают городские сплетни, а начнет кто говорить что-либо серьезное, со всех сторон раздается:
Ну, начали, вот пророк выискался!
Даже музыки не услышишь серьезной, а смотришь, стоит рояль в несколько тысяч, и есть хорошо играющие, но никто до него не касается. Так постепенно, в течение десяти лет, и отходил я от мира. Труднее всего было мне оставить серьезную оперу, но случилось нечто, и я оставил театр. Теперь я совсем, слава Богу, отошел от мира и стал иноком, хотя отошел, быть может, только внешне. Блаженны отошедшие внутренне.
Говоря о мире, считаю долгом сказать, что под этим словом я подразумеваю служение страстям, где бы оно ни совершалось – можно и в монастыре жить помирски. Стены и черные одежды сами по себе не спасут. Я не зову вас в монастырь, живите в миру, но вне мира – и благо вам будет, но не удовлетворяется миром тот, у кого в сердце «дрожат струны жизни» (прп. Варсонофий, 29).
* * *
Всюду упадок, разложение. Антихрист явно идет в мир. И этого в миру не признают. Так, ссылаются на то, что подобные времена бывали и прежде, и ничего, однако, не случилось особенного. Так и теперь: «Это пройдет, пустяки, давайте пить чай с конфетами...» Ужасная беспечность! Сядут они, а через полчаса Страшный Суд! Что тогда будет с ними? Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола, здесь раскрываются глаза, а там, в миру, действительно ничего не понимают. Возблагодарим Создателя, что мы отошли от мира, этого чудища! (прп. Варсонофий, 32).