МИР МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
Не давайте западать искре немирства и вражды, чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения, да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни (прп. Макарий, 20).
* * *
Надо стараться иметь строгое наблюдение за своим устроением, ибо и при всем с обеих сторон желании понести друг друга и жить мирно враг не оставит возмущать ничтожными вещами и раздражать самолюбивую часть (прп. Макарий, 20).
* * *
Я, сколько мог, говорил им о согласии, о снисхождении друг другу, но они плохо на деле исполняют и сами говорят, что не могут мирно между собой жить, а что толку из того? И какая надежда спасения? Не имея плодов мира, любви и смирения, хоть бы и великие подвиги подъяли, но пользы не принесут… Без мира, любви и смирения сомнительно спасение (прп. Макарий, 20).
* * *
Вот как непрочен мир ваш, и хотя ты пишешь в конце письма, что сердце успокоилось и совершенно умиротворилась к сестре, но пока совершенно не истребится память прежнего друг друга оскорбления и не убьется самолюбие смирением, нельзя надеяться иметь мир (прп. Макарий, 20).
* * *
После случившегося келейного вашего кораблекрушения настала тишина. Слава Богу, не попустившему до конца поругаться врагу над вами. Всему причиной ваше самолюбие, которое колеблет внутреннее ваше море страстей. Ох! нужны, очень нужны смирение и любовь! Как мне вас жаль, что с вами случаются почти ежедневные потрясения, то отвне, то отвнутрь… Я заметил уже выше, что причиной сему ваше самолюбие, по которому враг так сильно на вас и вооружается, и низлагает. Храните, говорю, храните келейный мир, он нужен вам для удобоношения отвне бываемых приражений. Нельзя дивиться тому, откуда они происходят, это Богу Единому сведуще и Ему попускающу. Случаи же эти, конечно, не без пользы для вас: как бы вы научились терпению, когда бы вас никто не трогал, а все бы вас ублажали? (прп. Макарий, 20).
* * *
Вы мирны между собой, но да не возносятся об этом сердца ваши, и не приписывайте каждая себе, что от тебя или от твоего старания мир устраивается, но паче пусть каждая предпочитает другую и ей приписывает несение немощи, а себя да укоряет (прп. Макарий, 20).
* * *
Я сердечно радуюсь, что у вас мир между собой и что вы познали, откуда происходит смущение каждой – от себя и от своего устроения, знайте же и то, когда бы не было брани – не было бы и искуса, вы видели брань, победу и побеждение, познали оружие против злокозненного врага – самоукорение и смирение, которыми привлекается и помощь Божия (прп. Макарий, 20).
* * *
Писал я вам, чтобы вы, имея каждая свой взгляд на вещи, не считали его правильным, а особенно когда относится к укоризне ближнего и нарушению мира, а предложив свою мысль на суд другой, оставаться покойной в этом, – как она утвердит, хоть бы и противное казалось; так придете в навык не составлять свой разум и оставлять свои хотения, часто нарушающие ваш мир (прп. Макарий, 20).
* * *
Если когда-либо, то в настоящее время еще более потребны вера, и упование, и прошение милости и покрова Божия. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не нерадим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Бозе, точию не человекоугодием по духу мира. Разумное же снисхождение и искусство христианское потребны в делах общих и частных, еже буди нам иметь помощь Божию (прп. Амвросий, 1).
* * *
Пишешь, что у вас с N. какая-то неладица, тебе кажется, что она много переменилась против прежнего, а ей кажется, что ты переменилась в обращении, далее сама ты говоришь, что, хоть изредка, на тебя находит сильное возмущение и раздражение. Это обеим вам искушение от врага, который не терпит, если где водворяется мир и взаимная любовь, особенно где люди заботятся преимущественно о молитвенном подвиге, тут-то враг и старается водворить с обеих сторон гневливость, которая делает человека неспособным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу. Итак, блюдите себя167, призывая всесильную помощь Божию, вооружайтесь против козней врага, ищущего нанести вам душевную тщету, и всячески старайтесь удерживаться от гневливого расположения, поминая апостольское слово: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12, 14) (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Не вотще сказано в псалмах: ищи мира и стремись к нему (Пс. 33, 15) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Если кто непокоен (т.е. немирен на тебя, а не высказывает этого), то угождай ему, будто не замечаешь этого (прп. Амвросий, 2, ч. 2).
* * *
Всем вам желаю мирного жития, понеже168 взаимный мир повсюду оскудевает, а бестолковое немирствие возрастает: все виним друг друга и истязуем заповеди от ближнего, по-видимому, за благословные и благовидные причины, забывая, что каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Воистину трудно и сообразить настоящие обстоятельства и дела наши, и поступки, и стремления, и требования друг от друга. Забываем евангельское указание, а действуем по одному почти самолюбию, упорно отстаивая свои действия, не заботясь о их законности и незаконности. Тесно от обоюду169, молчать трудно и говорить неудобно, и что слышим, всему верить невозможно. Всюду примесь своей воли, или самооправдания, или чего другого, или просто бестолковщины. Молиться потребно в самоукорении, да не заблудим от пути истинного (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Где мир – там и Бог. Где Бог – там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие – там и диавол. Где диавол – там и все губительное, гордое, враждебное (прп. Анатолий, 18).
* * *
Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь – и будет мир. А станешь воздавать злом за зло – то и мир отступит. И Бог оставит самосудку. Где мир – там Бог (прп. Анатолий, 18).
* * *
Пишешь, что немирно между вами. Правда, это очень тяжелое состояние. Ну что делать, потерпеть надо, да старайся со своей стороны не делать того, что нарушает мир ближнего. А что тебя обижают, за это Господь утешит, если со смирением переносить будешь (прп. Иосиф, 19).
* * *
Пишете о двух монахинях, нарушавших мир обители вашей (о которых я хорошо помню), что они теперь рассорились между собой и даже разошлись, а через это в монастыре стало покойнее. – Это, с одной стороны, хорошо. И что они живут по разным кельям – хорошо. Полезнее им так жить. По крайней мере, теперь не празднословят и людей не злословят и не смущают. Но, с другой стороны, должно и пожалеть о них, живущих теперь в великом немирствии, ибо это – явная погибель душ. Kажется, я уже писал вам, чтобы вы о них молились. И теперь напоминаю, продолжайте молиться: «Устрой, Господи, о чадах моих духовных (имена) полезное и спасительное по воле Твоей святой!» (прп. Иосиф, 19).
* * *
Старайся хранить мир. Не бранись с сестрами и не осуждай их поступки, а лучше молчи и не входи в их дела, пусть себе делают как хотят, а ты внимай своему спасению. Укоряют – молчи, бранят – прощение проси. Они говорят между собой, а ты рукоделие делай или книжку читай. Считай себя хуже их и не ропщи, а думай, что стоишь этого за твои грехи. Молись и проси у Господа терпения и смирения (прп. Иосиф, 19).
* * *
С кем что не случается! Но все принимать к сердцу и обиду держать очень нехорошо. Уж лучше и полезнее тебе перед ней молчать и смиряться, ибо она начальница ваша. Очень желаю, да опять водворится мир в сердца ваши, мир, без которого невозможно и спасение получить. А сей праздник есть праздник мира, ибо Ангелы воспели при Рождестве Спасителя: слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2, 14). Этот мир и принесли Ему в дар, как новорожденному младенцу.
А что не приобщалась Святых Таин ради этой ссоры, то очень худо сделала. Этим ты дала повод порадоваться над тобой врагу – диаволу. Очень хорошо бы было слышать, если бы ты постаралась исполнить этот долг к празднику (прп. Иосиф, 19).
* * *
Блюсти – соблюдать, хранить, беречь.
Понеже – потому что, так как.
От обоюду – с обеих, двух сторон.