составитель Терещенко Т. Н.

Источник

КРЕСТ

Уверен, что крест ваш… тяжел для вас, но спасителен, хотя вам и кажется, что вы согрешаете роптанием, но и об этом после раскаиваетесь и к благодарению [преклоняетесь]; не ведая судеб Божиих, устраивающих вам на пользу, должно предаваться в Его святую волю, укрепляя себя верой и надеждой. Ежели бы Бог вас не любил, не послал бы обеим вам такого креста – болезни и сострадания, не был ли угоден Богу Иов праведный, но некие нестерпимые болезни были ему посланы? Не всегда за грехи, но к искусу посылаются; святой Иоанн Златоустый страждущих болезнями уподобляет мученикам, что более таковой чести. Советую вам, будьте терпеливее и благодарнее в немощи вашей, и Бог силен исцелить вас, когда усмотрит это вам на пользу (прп. Лев, 20).

* * *

Крест есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее душевное: мрак, томность и тому подобное надо переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения (прп. Макарий, 20).

* * *

Прилично вам напомнить, не устрашая вас, но предостерегая: не всегда можете иметь таковой Фавор, какой имели при вступлении, надо быть и на Голгофе; радости духовные без креста непрочны, да и всякому доброму делу или предыдет, или последует искушение, а без этого оно прочно быть не может (прп. Макарий, 20).

* * *

Не знаю, как вы теперь здоровы и как возмогаете под бременем великого креста. Господь Всемогущий да поможет вам перенести чрезмерную его тяжесть и претерпеть все гвоздинные язвы! О чем и мы, по долгу любви нашей, благость Его умоляем, да увенчается жизнь ваша превосходнейшим благополучием. Верьте тому, что Отец Небесный любит вас особенно и потому просвещает вас в познание суетности человеческой силы находящими скорбями. Верно Божие слово, что многими скорбями надлежит нам войти в живот вечный (Деян. 14, 22). Входите, говорит, тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14). Не видим ли в самой вещи, что мало таких, которые бы, по слову Христову, произвольно стяжавали тесный путь: расточали бы имение свое на бедных, и сами себя делали нищими, и по уничижении от всех проводили жизнь, терпя скудость и лишение собственного покрова, пребывая волей во алчбе поста, в труде всенощного бдения и молитвах сокрушенных к Богу? Очень немногие видятся, а все более стремятся к пространной жизни. Всем вожделенна земная слава, изобилие вещей и все услаждающие телесные чувства удовольствия. Весь ум и сердце заняты попечением и печалями о том, несмотря на объявленное Господом ужасное последствие. Что если бы Милосердый и Человеколюбивый Бог Сам не стеснял Промыслом Своим пространных замыслов человеческих к удовлетворению похотей плоти, похоти очес и гордости житейской? Едва ли бы обрелся один из многих тысяч человек, который произвольно бы из любви Божией возгнушался славой и сладострастием и плоть свою распял со страстями и похотями. По большей части Сам Отец Небесный вводит человека в тесный путь жизни судьбами Своими. О чем и Спаситель сказал: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин. 6, 44). Привлечет браздами и уздой, кого возлюбит, по Своему предведению. Мне кажется, и вас… любовь Божия, как доброго раба Своего, сближает с Собою находящими скорбями, которые по-видимому вас окружают, теснят и насилуют, и нехотя истончавают, дабы тесными вратами могли вы пройти за Христом Спасителем в живот Его и не остались с прочими на пространстве душепагубном (прп. Моисей, 20).

* * *

А распятие, виденное вами во сне, знамением спасительным есть для вас, ибо крест есть посланное на вас огорчение, которое если благодушно претерпите, то оно, как злато дражайшее, честно будет перед Богом, и увенчаны будете в день праведного воздаяния нетленным венцом или короной, блестящей паче злата (прп. Антоний, 20).

* * *

Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни этой имел крест, который и должен он с детской покорностью ко Отцу нашему Небесному нести, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего (прп. Антоний, 20).

* * *

Богом так определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т.е. прискорбие душевное, который должен он благодушно нести, ибо от малодушия и нетерпения никакой пользы нет. И когда многие скорби и праведным людям в жизни сей случались, то мы, люди небезгрешные, кольми паче все должны терпеть (прп. Антоний, 20).

* * *

Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы каждый человек в жизни сей свой имел крест, который с детской покорностью к Отцу нашему Небесному должно нести. Многие достойные люди сколько невинно претерпевают различных искушений и бед! А мы, обремененные грехами, не думая ни о чем, посиживаем в теплой комнате и, покоясь на мягком пуховике, должны хотя болезнями расплачиваться за свои грехи, почему и будем из глубины души взывать ко Господу: «Отче наш, да будет со мною во всем Твоя Святая воля; только не лиши мя Небесного Царствия Твоего». И так размышляя, милость Божию обрящем (прп. Антоний, 20).

* * *

В сороковых годах умер один наблюдатель разных человеческих обстоятельств, следивший в жизни своей за разными скорбными случаями. По смерти его остались написанными 33 пункта, но в памяти моей остался только один пункт очень замечательный: «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца».

Помози, Господи, каждому из нас понести свой крест, составившийся из того, что произрастило наше сердце (прп. Амвросий, 1).

* * *

Вы описываете, как тяжела настоящая ваша одинокая жизнь. Примите это как евангельский крест; благодарите Бога, пославшего вам оный к пользе вашей душевной и к очищению согрешений, от которых никто из живущих на земле не свободен. K утешению и назиданию вашему прочтите и в Евангелии от Матфея главы с начала 5-й до 11-й (прп. Амвросий, 1).

* * *

Креста для человека Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

Хорошо быть у Креста Спасителя, но еще много лучше пострадать за Него на этом Кресте (прп. Амвросий, 2, ч. 2).

* * *

Когда человек... идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

Правильно разумеющие с радостью воспоминают равно как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Но немало есть малодушных, не скажу суеверных, которым о кресте и о несении креста и не говори. А если и молча им дают крест на благословение, то они или отказываются принимать, или, содрогаясь, принимают оный, как бы предвестника какой-либо беды, тогда как Церковь всем явно провозглашает, что «крест есть хранитель всея вселенныя, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – Ангелов слава и демонов язва».

Не Крестом ли Христовым мы избавлены от власти и мучительства диавольского? Поэтому, малодушные, оставим неправильное мнение и равно возлюбим как Воскресение Христово, так и Крест Христов. Если желаем быть общниками Воскресения Христова, то не должны отрекаться и от несения Креста Христова или, по крайней мере, христианского, какой кому Промыслом Божиим будет послан. Быть распятым на кресте, подобно Христу Господу, выше меры нашей. По крайней мере, не будем отказываться понести то, что Господь прежде Своей Крестной смерти претерпел, потому что… Господь определенно изрек: кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Во всерадостных церковных песнях о Воскресении Христовом нередко слышим, что вспоминается Крест Христов, и смерть, и погребение. Как, например: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Повешен на древе всю тварь поколебал еси, положен во гробе, живущия во гробех воскресил еси». Если же, по слову апостола, со Христом или о Христе страждем, то с ним и прославимся149, радостно поюще церковную песнь: «Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим»150 (прп. Амвросий, 31).

* * *

Очень жалею, что тебя немилосердные сестры на крест повесили. А может быть, им велел это сделать Сам Господь Иисус Христос, чтобы ты уподобилась Ему. А кто уподобляется Христу в распятии, тот уподобляется и в воскресении и вознесении на небо. Это верно. А потому не жди, чтоб я тебе сказал: сниди со креста (Мф. 27, 40)151. Ибо и Господь, когда Ему это говорили жиды, не послушал их. Повиси еще на кресте… дозреешь, вкусный плод Небесному Жениху будешь! (прп. Анатолий, 18).

* * *

Н. Н. хотя бы и взяла в келью свою… и хоть бы сам царь император взял тебя в свой дворец, а крест, тебе назначенный, все-таки ты сама (а не кто другой) понесешь! Ты крестилась, так и неси крест! (прп. Анатолий, 18).

* * *

Если правдиво слово Божие, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), то не могу не утешаться надеждой, что ты тактаки прямо и войдешь в двери Царства Небесного. Повествуют святые отцы, что и разбойник евангельский, когда пришел к вратам Царствия, его Архангел с пламенным оружием хотел отогнать, но он показал ему крест. Пламенноносный Архангел тотчас отступил сам и дал разбойнику вход. Крест же разумей не деревянный. А какой же? Тот крест, о котором пишет и которым хвалится верховный Павел: я ношу язвы Господа Иисуса на теле (Гал. 6, 17) (прп. Анатолий, 18).

* * *

Ты, вижу, лакома до золотых крестов, которые висят на шее; возлюбленная моя, если любишь этот крест, то повиси прежде сама на кресте. Сам Иисус – Бог – сначала пострадал, тогда и прославился. А ты разве лучше Его? (прп. Анатолий, 18).

* * *

Получил твое письмо, в котором ты описываешь свою скорбь по поводу пострига. Хотя это и скорбно немного, но всякая скорбь соделывает терпение, а терпение – спасение (см. Рим. 5, 3). Как говорит Сам Господь: в терпении вашем приобретайте души ваши (см. Лк. 21, 19), т.е. спасение. Зачем же ты, родимая, забываешь Слово Божие, которое гремит, как гром, дабы все слышали, чтомногими скорбями подобает войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Как ты, так и все несут кресты скорбей, но у каждого свой; не забывай этого, что у каждого свой крест и каждому дан по силе его (прп. Иосиф, 19).

* * *

Все несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечивыйся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Kиринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов… Какое высокое назначение! (прп. Варсонофий, 20).

* * *

<Сказано в ответ на жалобу одной из духовных детей, что много горького пришлось пережить и услышать…>

«Горечь сия да превратится в сладость». Когда евреи путешествовали по пустыне, они подошли к громадному озеру Мерра, которое существует до сих пор. Их томила жажда, но все громадное количество воды оказалось горьким и пить его не было возможности. Народ готов был возроптать, но Бог указал Моисею некое дерево. Погрузил его в воду Моисей, и вода потеряла горечь и стала приятной на вкус. Но то были образы, не понятные для народа, разве только Моисей разумел скрытый смысл происходившего.

Что же прообразовало это дерево, усладившее горечь вод озера Мерра? – Древо Креста. И ныне во всех самых горьких обстоятельствах жизни христианин имеет большую отраду в Кресте Господа Иисуса (прп. Варсонофий, 29).

* * *

149

Ср.: (Рим. 8, 12). В русском переводе: Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

150

Песнопение Пасхи.

151

В синодальном переводе: сойди с креста.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle