составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ИСПРАВЛЕНИЕ

Ежели вы возьметесь с намерением исправить ее, а и сами еще находитесь в недуге страстей, то лучше прежде брани искать мира (прп. Макарий, 20).

* * *

Пишешь о высокоумных своих помыслах, что во всяком исправлении помыслы тебя хвалят: это очень опасно и есть начало прелести. Когда бы всякому исправлению последовало смирение, то это бы добре было. Помни больше свои грехи и считай себя меньше всех, тогда благодать Божия тебя оправдает. Где ж твои исправления, когда ты не переносишь никаких оскорблений? И как можно оставить есть молочное? Это значит на огонь подлить масла, и будет пища твоему тщеславию. Употребляй молочное с воздержанием, во славу Божию, то нимало не повредишься. А больна бываешь не от молочного, а от нетерпения и неимения смирения (прп. Макарий, 20).

* * *

Не забивайтесь в гору, не ищите высоких дарований, но со смиренными ведитесь: о чем говорите в сердцах своих, о том сокрушайтесь на ложах ваших (Пс. 4, 5), зазрите себя и укорите о неисправлениях, это лучше будет высоких ваших исправлений с самомнением о себе. Пока находимся мы на этой войне, не должно ни дерзать, ни отчаиваться (прп. Макарий, 20).

* * *

Видишь, как враг обольщает тебя мнимыми твоими добродетелями, чтобы совершенно предать прелести и исступлению ума, а ты, неискусная, и радуешься, думая, что победила уже; как же, не быв еще на брани, думать о победе? Святые отцы и по многих бранях, победив страсти, усовершились в смирении и через побеждение познавали свою немощь, не приписывали себе исправления, но Богу (прп. Макарий, 20).

* * *

Пишете, что еще собой недовольны: ничего не исправляетесь, бывают вспышки; мы не можем исправиться, когда хотим видеть, что мы исправились; это льстит нашему самолюбию и приводит в гордость, а от нее и падения бывают. Нам надо видеть свои согрешения, т.е. помнить, ежели какие были прежде, и настоящие, хотя и малые. Святой пророк в молитве своей к Богу вопиял:Беззаконие мое я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс. 50, 5) (прп. Макарий, 20).

* * *

Покажете вы силу свою, то и мое попечение оправдается. Когда вы возлагаете на меня свое исправление, то помните мое вам напоминовение и послушайте его, без вас я вам не могу помочь, а паче без помощи Божией (прп. Макарий, 20).

* * *

Не смущайте своей души о том, что вы немощны и исправления не имеете. Конечно, вы больших исправлений, может статься, и не имеете, однако, уповаю, имеете малые, которых вы и не видите, а их может набраться довольно. Они по-видимому невелики и будто ничего не значат; однако могут быть ко спасению души не только не малы, но и довольны. Я вам, хотя отчасти, перечту те самые, которых и вы не чужды, но они точно бывают в вас при случаях.

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете, за это помилованы будете. Если постраждете со страждущим, кажется, невелико это по-видимому, к мученикам причисляетесь. Если простишь обидящего, и за это не только все грехи ваши простятся, но и дщерью Небесного Отца бываешь. Если помолишься от сердца о спасении хотя мало, и спасешься. Если не осудишь согрешающего, и за это тебе спасение. Если укоришь себя перед Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедаешь грехи свои перед Богом, и за это вам прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах, или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, и воздыхание твое не утаится от Него, «ибо не таится от Него, – говорит святой Симеон, – капля слезная, ниже капли часть некая». Святой Златоуст говорит: «Если посетуешь только о грехах, и то примет Он в вину132 твоего спасения». Видите ли, сколько дел вы исправили, о которых и не знаете. Да тем и лучше для вас, что вы похвалялись паче в немощах своих, а не исправлениями своими любовались. Даруй ми, Господи, зрети мои согрешения, а не добродетели. Пусть ценит их праведный Мздовоздаятель, а мы только на грехи свои смотреть будем и о них каяться по вся дни133 и о прощении их пещися.

Хотя и немощна ты так, как и я, однако не бойся и не унывай, но благодарение приноси Господу Богу о всем. Он занимается спасением души твоей больше, нежели как бы вы думали. Он спасет вас, только обращайтесь к Нему со смиренным упованием и делайте малое по-видимому. Господь Бог и малое, Его ради творимое, оценит дорогой ценой. И я вас уверяю щедротами Его, что помянет всякую жертву твою и кажущееся по-видимому малым Он почтет великим. «Мало ли твое покаяние, – говорит святой Златоуст, – но велико есть Господне человеколюбие; всем бо хощет спастися, и малой ищет вины134», то есть произволения души благого (прп. Моисей, 20).

* * *

За О. М. первое дело ко Господу молитву приносить с возложением всей печали на Него, да созиждет Он душевное его устроение; и употребить все позволенные способы к исправлению его и обузданию. Если он окажет соответственное – благодарение Богу, а если неисцельным пребудет, то предложить, пусть [идет] куда он изволит, чтоб не представлять начальству дурных качеств его и избавить от повреждения других немощных братий (прп. Моисей, 20).

* * *

Пишешь ты, что не видишь в себе доселе улучшения. А как жила в мире, так и теперь живешь. А я удивляюсь, как ты доселе не видишь, что ты стала хуже, и не видишь потому, что собственное исправление более приписываешь другим, а не себе. Великие же древние подвижники и все святые, внимательно проходившие духовную жизнь, считали себя хуже всей твари, потому что истязывали исправления духовного от самих себя, а не через других и, видя море заповедей Божиих и собственное скудное исправление и нарушение во многом или словом, или делом, или помышлением, смирялись и считали себя хуже всей твари и таким смирением восполняли свое недостаточество и неисправление (прп. Амвросий, 1).

* * *

Как же быть тем, которые немоществуют недоброжелательством к ближним, завистью, и осуждением, и презорством? Таким следует позаботиться об исправлении своего нрава. А исправление это требует, во-первых, смиренного и искреннего сознания и раскаяния перед Богом и духовным отцом; а во-вторых, евангельского понуждения удерживать язык свой и помысел от порицания других... а в-третьих, исправление это требует усердной и смиренной молитвы, словами акафиста: «Господи! исцелил еси сребролюбивую душу Закхея мытаря, исцели и мою окаянную душу от недоброжелательства и зависти, осуждения и памятозлобия» (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

* * *

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собой и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление (прп. Амвросий, 4).

* * *

Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянуть барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! – не все вдруг, а понемногу. Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку, и все тянется, а если взять сразу, то все испортишь от потрясения (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

<Вышел как-то старец в хибарку, чтобы преподать благословение, и говорит:>

У хозяина были гуси, он и ласкает их: те-жа, те-жа, а они все те же (прп. Амвросий, 2, ч. 1).

* * *

Вопрос:

Батюшка, помолитесь, чтобы мне исправиться.

Ответ:

Самой надо споспешествовать. Пророк Нафан молился за царя Давида, а он ложе обливал слезами, молился и за Саула, а тот спаше и храпляше135 (прп. Амвросий, 4).

* * *

Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других и защищать мнимые свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение грехов своих, а затем наследовать Царство Небесное, то должны внимать тому, что говорит нам Господь, а не то, что внушают нам душевные враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь же глаголет к нам в Евангелии: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11, 29–30). Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело, и зело люто136, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись пути правого (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

* * *

Боялась писать ко мне, что не исправилась! Да я сам ничуть не исправился; ну, что ж тут делать?.. Смиримся! Вот и спасемся!.. Погибнуть же ты не погибнешь. А только здесь пострадаешь за упрямство и самолюбие. Но все, Бог поможет, обделается. Мы ведь пришли учиться духовной жизни: что ж удивительного, если погрешаем? Будем исправляться! А исправит нас Сам Бог (прп. Анатолий, 18).

* * *

Если не исправляешься, укоряй и осуждай себя. Господь и это примет за доброе дело (прп. Анатолий, 18).

* * *

Касательно исправления жизни – не смущайся. Если не можешь быть хорошей христианкой, так и скажи: «Господи, я нехорошая. Прости меня!» И будет хорошо (прп. Анатолий, 18).

* * *

Пишешь: слабенькие, о которых говорили, поисправились. Слава Богу, что исправляются. Конечно, один святой сказал: «От Господа исправляются стопы человеческие». И Господь Сам сказал: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27). А от нас одно нужно – понуждение. И употребляющие усилие восхищают Царство Небесное (Мф. 11, 12). А преподобный Варсонофий пишет: «Обретается великая милость (от Господа) смирением, терпением и самоукорением». И эти добродетели телесного труда не требуют (прп. Иосиф, 19).

* * *

Нельзя сразу измениться к лучшему, а потому и смущаться на свое духовное несовершенство не следует. По пословице: «В мутной воде рыбу ловят», – и враг нападает на неразумных смущением, чтобы легче уловлять потом их в свою волю. Если и не исправляешься, то все-таки открывай мне свои немощи, облегчайся их исповеданием мне как получившему власть от Господа вязать и решить. Понуждайся молиться за тех, против которых немирна (прп. Иосиф, 19).

* * *

Вот если ты говоришь: «Нет никакого исправления», – какая ты у меня чудачка. «Нет исправления». Пример тебе слушай: когда придешь ты в рукодельную и сядешь за свое рукоделие, да руки сложи одна на другую, да так и сиди весь день, а к вечеру посмотри на свое исправление, т.е. рукоделие, сколько ты наработала. Конечно, ничего. Так и исправление: будешь себя нудить, и исправление подвинется вперед (прп. Иосиф, 19).

* * *

Первое и главное условие исправления – сознание своего недостатка или немощи (прп. Варсонофий, 32).

* * *

132

Как причину, как повод.

133

По вся дни – во все дни, каждый день.

134

Т.е. причины для спасения.

135

Спал и храпел.

136

Люто – мучительно, невыносимо, не в меру тяжко.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle