составитель Терещенко Т. Н.

Источник

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ

Еще вы говорите: нет для меня надежды в будущности. Не знаю, к чему относите слово это. Если к земной жизни, то не только для вас, но и ни для кого будущность не прочна. Слово «будущность» в собственном смысле относится к будущей жизни, вечной, нескончаемой. Кто позаботится об этой будущности, для того она будет прочная, никогда не изменяемая. Там и для вас, и для других христиан есть целый рай со всеми чистыми наслаждениями и много других блаженных обителей у Отца Небесного. Кто хочет земную устроить будущность, тому потребна и крепость телесная, и многие другие способности, пригодные к мирским делам. Но для будущности вечной, которую уготовил и уготовляет всеблагой Господь Своим рабам, того не требуется. Апостол говорит:незнатное мира избрал Бог, чтобы упразднить значащее (1Кор. 1, 28). То есть что не годится для мира, Господь избирает для Себя и не требует великих способностей, а говорит Своим неспособным: только терпите свою неспособность, а не малодушествуйте, уповая на милость и благость Божию.

Терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21, 19), – глаголет Он в святом Евангелии; и означил целый ряд блаженных обителей для неспособных для мира. Первая обитель – нищих духом, т.е. смиряющихся перед Богом и перед людьми ради своей неспособности. Вторая блаженная обитель – плачущих о грехах своих. Третья обитель – кротких, подавляющих в себе самолюбивые претензии и удерживающих себя от гнева на других, оставляя всякие причины и поводы. Затем следуют и прочие блаженные обители, которые и вам самим небезызвестны. Выбирайте себе любую и к ней уготовляйте себя должным образом. На земле, в мирском состоянии, один хочет служить в армии, другой в гвардии, третий – на гражданской службе, сообразно сему всякий так себя и уготовляет. Образцы земные в некоторых случаях служат образцами для небесного (прп. Амвросий, 1).

* * *

Вопрос:

Батюшка, ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?

Ответ:

Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла – взяла билет (по которому отвечать), про все забыла (прп. Амвросий, 4).

* * *

Христос воскресе! Поздравляю тебя, сестра Н., со светлым праздником Воскресения Христова! Желаю тебе проводить святые дни сии в радости о Воскресшем Спасе нашем и быть достойной праздновать тот великий день, именуемый осмый105, когда истая106 Пасха – Иисус, не в гаданиях и представлениях, но ясно и существенно явится во славе Отчей. И мы узрим Его лицом к лицу. И внидем к Нему не как грешники, непотребные рабы, но как други: Вы друзья Мои, если любовь имеете между собою (Ин. 15, 14; 13, 35), как дети: буду им Отцем, и они будут Моими сынами и дщерями (2Кор. 6, 18), – глаголет Господь Вседержитель. И еще больше: Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы(Ин. 17, 11). Вот какая высокая, и страшная, и непостижимая жизнь ожидает нас! Вникай в сие особенно во дни Пасхи (прп. Анатолий, 18).

* * *

Различны устроения людей, различную славу унаследуют они и в жизни будущей. Апостол Павел пишет: Иная слава солнца, иная слава… звезд (1Кор. 15, 41). Даже Ангелы Божии не в одинаковой степени и славе у Бога. Ближе всех к престолу Божию пламенные Серафимы, затем Херувимы, потом Престолы, Господствия, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. Но эти девять чинов ангельских совершенствуются ежесекундно, так и души людей, смотря по тому, насколько они были приготовлены на земле, не остаются в одном состоянии, а переходят из клеточки в клеточку (прп. Варсонофий, 20).

* * *

105

Осмый – восьмой.

106

Истый – истинный.


Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 1. А-О. 640 с. ISBN 978-5-485-00259-6

Комментарии для сайта Cackle