ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (СОБОРОВАНИЕ)
При пользовании вашем физическими средствами утверждайтесь в вере в Господа, промышляющего о всех, и предавайтесь в Его святую волю, чем успокаивая себя, будете иметь пользу и от физических средств. А особенно, как вижу, успокаивает вас частое Причащение Пречистых и Животворящих Христовых Таин, что и впредь советую не оставлять. Да я хотел было предложить вам исполнить на себе Таинство Елеосвящения, но не знаю, что родные ваши примут ли это по принятому в мире мнению, будто к смерти, и это их может сильно огорчить. Но они не знают, на какой конец уставлено это Таинство. Оно основание имеет на словах святого апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви (Иак. 5, 14). Видите, что Таинство это не к смерти приближает, а здравие подает, вопреки людскому мнению; я вас не понуждаю к этому. Но ежели бы родные ваши приняли это великодушно, то очень бы было хорошо и полезно для вашего здравия, душевного и телесного (прп. Макарий, 20).
* * *
Только нынешнего века люди совсем против этого: будто кого приобщают, то уже и к смерти готовят; «как это можно, его этим испугаешь»; оттого многие и остаются без этого напутствия и особорования маслом, и наконец нельзя [то есть пропущено время], тогда как оно установлено не для готовящихся к смерти, а для исцеления… у нас часто случается, бывают отчаянно больные, а по особоровании елеем выздоравливают и живут еще долго (прп. Макарий, 20).
* * *
В нынешнем веке, к крайнему сожалению, Таинства этого многие опасаются как предвестника смерти. А оно установлено святыми апостолами во исцеление от всех недугов и в предохранение от смерти, что самое и я на опыте испытал, ибо через особорование мною, недостойным, человек до двадцати, все они от тяжких и неисцельных болезней освободились (прп. Антоний, 20).
* * *
Соборование святым елеем имеет благодатную силу врачевать не одни только телесные болезни, но и душевные недугования, а также дарует оставление грехов, вовсе забытых нами. А как недуги душевные нередко гнездятся в весьма здоровом человеке и румяном по наружности, то не должно нерадеть и о душе своей как о вещи бессмертной, которая не только честнее тела, но и дороже всего видимого в мире (прп. Антоний, 20).
* * *
В утешение... могу предложить совет святого апостола Иакова, который говорит так: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). Неизвестно, почему в России вкоренилось такое мнение, будто бы к Таинству Елеосвящения тогда только нужно прибегать, когда в человеке не остается надежды к продолжению жизни. Напротив, в Греции и здоровые люди принимают Таинство Елеосвящения в Великий Четверток, по тамошнему обычаю, и делают это ради неизвестности смерти. Да и вышесказанные слова апостола показывают совсем противное вкоренившемуся неправильному мнению в России, так как ясно в них говорится: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие (прп. Амвросий, 1).
* * *
Слышу, что скорби настолько тебя отяготили и до такой степени причинили тебе болезнь, что ты опять решилась особороваться святым елеем. И хорошо сделала. Елей означает «милость». Милость же Господня пребывает от века и до века на боящихся Его(см. Пс. 102, 17), и нет недостатка у боящихся Его (Пс. 33, 10); и паки: Много скорбей у праведных, но от всех их Господь избавит их (Пс. 33, 20) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
* * *
Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагаете Таинство Елеосвящения, тогда как Таинство это необходимо в тяжких болезнях. Святой апостол Иаков пишет в Послании своем: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). Таинством Елеосвящения прощаются забвенные и недоуменные грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а напротив, сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз, грешный, советую вам особороваться святым елеем, не отлагая (прп. Амвросий, 3, ч. 3).
* * *
Что не следует ходить в баню до сорока дней после соборования, то правды тут нет, а простой обычай. Если сходили, то не погрешили. А в другой раз можно и подождать. Сила Таинства заключается не во внешнем образе, а в благодати Святого Духа (прп. Иосиф, 19).
* * *
Масло соборованное береги на смерть свою. Когда предают тело земле, то этим освященным маслом поливают крестообразно тело (прп. Иосиф, 19).
* * *
Собороваться однажды в год полагается. Разве лишь перед смертью, то можно и два раза (прп. Иосиф, 19).
* * *
Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается (прп. Никон, 21).