Иоанникий (Голятовский), архимандрит Новгород-Северского монастыря
Иоанникий (Голятовский), знаменитый проповедник, умер в 1688 г. Обстоятельства его жизни и деятельности известны только в общих чертах. Он был воспитанник Киевской коллегии и в ней же был впоследствии учителем, был игуменом Купятицкого монастыря Минской епархии, затем ректором Киевской коллегии и, наконец, с 1672 г., архимандритом Новгород-Северского монастыря; он был одним из замечательнейших богословов и проповедников допетровской Руси. Сочинения его следующие: 1) «Мессия правдивый», вызванное появлением в еврейском мире Лже-мессии Сабефа-Себе, который успел взволновать все еврейство западной и южной России; это сочинение Иоанникия должно было дать православным руководство в борьбе с еврейством; оно изложено в форме разговора между евреем и христианином и обнаруживает в авторе большую эрудицию в еврейском богословии; 2) «Алкоран Магометов, от кегелета (проповедника) Христова разрушенный»; 3) «Лебедь с перьями или о причинах распространения магометанства»; 4) «Боги поганские» – изложение и опровержение мифологии древних греков и римлян, посвящено царевне Софии; 5) «Премудрость, совершающая в дому своем чудеса против ариан и еретиков»; 6) «Алфавит еретиков, в предостережение православным»; все эти сочинения напечатаны были первоначально на польском языке в Чернигове и Новгород-Северском, в течение 1669–1681 гг.; первое из них напечатано и в русском переводе, в Киеве в 1669 и 1672 гг.; второе и третье так же переведены на русский язык, но перевод не издан. Против католицизма и унии Голятовский составил целый ряд сочинений: 1) «Беседа Белоцерковская», в которой излагаются споры его с иезуитом Пекарским в 1663 г. в м. Белой Церкви об устройстве церковного управления; 2) «Старая восточная церковь новой западной показывает исхождение Св. Духа от единого Отца» – опровержение сочинений Циховича и иезуита Боймы; 3) «Ответ Римлянам на книгу «Фундаменты веры» иезуита Скарги»; 4) «Души людей умерших или исследование о состоянии души по смерти»; эти сочинения так же изданы на польском языке в 1676–1683 г.; известно несколько рукописей русского перевода первого из них. Сочинения Голятовского против магометанства, язычества и иудейства занимают первое место в апологетической литературе допетровских времен, а все его произведения высоко ценятся богословскою критикой за их обширную эрудицию, большое диалектическое искусство и силу мысли. Но главным образом историческое значение Голятовского основывается на его заслугах для русского проповедничества. Его сочинение: «Наука, альбо способ сложенья казаний» было первою по времени в России гомилетическою теориею и долгое время служило руководством для проповедников, в особенности южно-русских. Оно представляете переработку современных автору католических курсов гомилетики, преимущественно сочинений Дрекселлюса и Симона Старовольского, и отличается безусловным господством схоластических методов в составлении проповедей; современная автору гомилетика протестантская, развивавшаяся под влиянием Эразма Роттердамского, Рейхлина, а главным образом Лютера, и имевшая совершенно иной характер, осталась без всякого влияния на гомилетику Голятовского. В «Науке» трактуется о построении проповеди и ее содержании; содержание рекомендуется заимствовать не только из Библии и жизнеописаний и творений отцов церкви, но и из «историй о разных странах», из «книг о зверях, гадах, птицах, рыбах, камнях» и т. д. Сообразно с таким воззрением в проповедях Голятовского и его подражателей преобладали так называемые loci topici и схемы, заимствованные из философии, затем следовало развитие содержания проповеди из какой-либо метафоры или аллегории, а иногда проповедь представляла прямо схоластический трактат, взятый из какого-либо богословского курса, и, конечно, оставалась непонятною слушателям. Совет автора пользоваться для проповеди данными из гражданской истории и из области естествознания повел к тому, что проповедь переполнялась фабулами, анекдотами и невероятными сведениями о явлениях природы, которые иногда придавали проповеди внешнюю занимательность, но зато отнюдь не соответствовали нормальному содержанию проповеди, а иногда находились даже в противоположности ему. Собственные проповеди Голятовского в свое время пользовались большою известностию и служили образцами для других проповедников. Сборник их, названный автором «Ключ разумения», содержащий в себе поучения на все праздники, имел несколько изданий: первое – в Киеве 1659 г., второе, дополненное, там же, третье – в Львове в 1665 г. с новыми прибавлениями. В 1671 г. Голятовский, как знаменитый ученый, был вызываем в Москву и здесь говорил речь царю и «слово в 20-ю неделю по Пятидесятнице»; это слово, а также девять писем его к царям сохраняются в библиотеке Московского Общества Истории и Древностей. Менее замечательны, хотя также пользовались в свое время большою известностью, сочинения Голятовского: 1) «Небо новое, с новыми звездами сотворенное» – сборник сказаний о чудесах Богоматери, издано трижды в Львове, Чернигове и Могилеве, в 1665–1699 г., и новейший перевод в Москве в 1851 г.; русский перевод XVII в. известен лишь в рукописи; 2) описание чудес Елецкой иконы Божией Матери, с похвальным словом и стихами в честь этой иконы, известное под именем «Скарбницы», напечатано в Новгороде-Северском в 1676 г.
Филарет Черниговский, «Обзор русск. дух. литературы», I, № 181; – Ф Терновский, «Южно-русское проповедничество XVI и XVII вв.» в журнале «Руководство для сельских пастырей» за 1869 г.; – «Описание рукописей у Толстого», I, 236, II, 26.