Исидор, бывший митрополит Московский и всея Руси, кардинал
Исидор, митрополит всея Руси, умер в 1472 г. или в 1463 г. Родом грек или болгарин, он в 1437 г. рукоположен был в Царьграде патриархом Иосифом на Русскую митрополию. Хотя у великого князя был свой кандидат, Рязанский владыка Иона, но все же Исидор был принят в Москве. Новый митрополит Московский и всея Руси еще ранее, в сане игумена, принимавший участие в посольстве от императора Иоанна к Базельскому собору, имел поручение склонить русских к принятой греками на соборе унии; сам он готов был на унию как грек патриот, ибо был убежден, что благодаря ей греки получать достаточные средства для отражения турок. В Москве Исидор выразил желание отправиться на собор, созванный папою и императором для соединения церквей. Великий князь противился такому желанию, но, наконец, уступил митрополиту, взяв с него клятву, что он «ничто странна и чюжа» не принесет от латинян и крепко будет стоять за православие. Но уже в Юрьеве (Дерите) Исидор поклонялся прежде «крыжу ляцкому», а потом уже православным крестам, и, проводив первый до костела, православных крестов не провожал. На соборе сначала в Ферраре, а потом во Флоренции Исидор был явно на стороне латинян. Добившись нескольких уступок, латиняне и державшие их сторону православные поспешили составить соборное определение, чтобы только считать этот собор состоявшимся. Исидор получил от папы сан кардинала и звание «легата от ребра апостольского» для всех северных стран. На возвратном пути в Будине, Кракове и Львове он объявлял о соединении церквей и совершал литургии в латинских храмах; зиму провел в Киеве, где от князя Олелька Владимировича получил грамоту на все митрополичьи отчины и доходы. В Москве, куда он вернулся весной 1441 г., перед ним несли латинский крест, и это всех изумило. На первой же литургии, которую совершал митрополит, на ектеньях «место восточных патриархов поминали папу Евгения; по окончании службы архидиакон стал читать с амвона определения Флорентийского собора. Все от изумления безмолвствовали; но сам великий князь выступил с обличительным словом: он назвал Исидора волком-хищником, лже-пастырем, еретиком, губителем христианских душ, приказал посадить его в заключение в Чудовом монастыре и созвал собор из епископов для рассмотрения Флорентийских соборных постановлений. Последние признаны были противными древнему православному учению; Исидора было решено склонять к раскаянию и исправлению (в одной летописи говорится даже, что он будто бы осужден был на сожжение), но напрасно; из заключения он успел бежать в Тверь, где великий князь Борис сначала хотел его задержать, но вскоре отпустил и Исидор чрез Литву пробрался в Рим, где получил место в совете кардиналов. Известия русских летописей об Исидоре оканчиваются заявлением, что в Риме он «нигде же пристанища не имел»; умер там же по одним известиям в 1472 г., по другим 14 марта 1463 г.
Полн. собр. рус. лет., II, 354; III, 112; IV, 122, 210–212; V, 29, 30, 267; VI, 151–169, 319; VII; 163; VIII, 100, 109, 122; – «Др. Росс. Вивл.», т. VI, Sylv. Syropuli, «Vera historia unionis non verae», Hagae, 1660; – Макарий, «Ист. русск. цер.», т. IV.