Игнатий, сведенный с кафедры патриарх Московский и всея Руси
Игнатий, преемник Иова на патриаршей русской кафедре, умер в Вильне, около 1640 г. Грек по происхождению, он был Кипрским архиепископом; после завоевания Кипра турками бежал и некоторое время жил в Риме; затем при царе Феодоре Иоанновиче явился в Россию и от царя Бориса Феодоровича получил в управление Рязанскую епархию. Когда двинулся на Москву самозванец, Игнатий сделал ему торжественную встречу в Туле, первом городе его епархии, в который вступил самозванец. Самозванец взял его с собою и приблизил к себе, а через четыре дня после занятия Москвы – 24 июня 1605 г. – приказал посвятить Игнатия в патриархи. В этом сане Игнатий совершил и царское венчание самозванца и бракосочетание его с Мариною; без сомнения он выразил согласие и на те уступки полякам, которыми ознаменовано первое время правления самозванца и которые особенно повредили и царю и патриарху в глазах народа. Немедленно же после смерти самозванца, вероятно 17 или 18 мая 1606 г., Игнатий был лишен патриаршества и даже епископского сана, впрочем, при обстоятельствах, не вполне разъясненных историческими исследованиями. Он был заключен в Чудовом монастыре как простой монах и даже под крепким началом. Когда в 1611 г. поляки, осажденные в Кремле низвели и заточили патриарха Гермогена, Игнатий пред самыми праздниками св. Пасхи был освобожден, объявлен патриархом и действовал заодно с боярами, державшими сторону Владислава. Но опасаясь дурных последствий своего поступка, заблаговременно бежал в Польшу; Сигизмунд дал ему разрешение жить в униатском Виленском Пронском монастыре; принявши вскоре унию, Игнатий пользовался милостями Сигизмунда. Когда в 1616 г. Владислав выступил в поход с намерением занять Московский престол, он объявлял, что с ним будет и Игнатий. Обстоятельства дальнейшей его жизни неизвестны.
Обыкновенно Игнатия называют лжепатриархом и в общепринятых списках русских патриархов после Иова непосредственно следует Гермоген. Но в последнее время в русской исторической литературе выставлено с большою доказательностью положение, что первое возведение Игнатия на патриарший престол нельзя не признать совершившимся вполне правильно и что в церковной русской практике тех веков можно указать не один пример совершенно аналогичного возведения высших иерархов церкви. Несомненно неправильным было вторичное возведение Игнатия на патриарший престол, ибо тогда он был простым монахом и не имел святительского сана. Главнейшим проступком этого иерарха, имя которого во многих современных ему и позднейших произведениях произносится с ненавистью, надо признавать его роль относительно Марины, ибо он согласился, чтобы жена самозванца оставалась католичкою, и чтобы только народ был введен насчет ее вероисповедания в обман некоторыми второстепенными уступками в пользу православных обрядов. Преосвященный Макарий справедливо выразился по этому поводу, что совесть патриарха оказалась в этом случае не лучше совести иезуитов.
Обстоятельная статья «Игнатий, патриарх Московский», помещена Левитским в «Христианском Чтении» за 1886 г., т. 2 и за 1887, т. 1; в ней и указания на источники и литературу вопроса.