А.А. Половцов

Кирилл (Флоринский), архимандрит Троице-Сергиева монастыря

Кирилл (Флоринский), архимандрит Троице-Сергиева монастыря. Род. в начале XVIII столетия в г. Харькове, ум. 9 января 1744 г. Обучался в Харьковском коллегиуме, в 1729 г. послан был для продолжения образования «в немецкие страны» и был там до 1732 года. По возвращении из-за границы в Харьков, постригся в монашество и в ноябре 1732 года определен учителем пиитики в Харьковский коллегиум. 22 февраля 1733 года рукоположен в иеродиакона, а 13 мая того же года – в иеромонаха. В том же коллегиуме он был учителем философии и с 1 сентября 1735 года префектом. 6 июля 1736 года перемещен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, где начал преподавать богословие и затем был префектом; тогда же он вызван был в С.-Петербург и его хотели послать к православной церкви в Лондоне, но не назначили и отправили обратно в Москву. Там ему был вверен Симонов монастырь, а с июля 1741 года он назначен был ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. Управляя академией, он сделал попытку освободить преподавание в ней от схоластического направления. Вместе с тем он привлечен был к участию в деле, которое во все царствование Елизаветы Петровны занимало Синод, именно к участию в издании библии. Кирилл подал мнение, что древний славянский текст ближе к древнейшему александрийскому, чем текст ватиканский, доказал, что в последнем есть немало вставок с одной стороны и пропусков с другой; поэтому он предлагал оставить начатое под влиянием Феофана Прокоповича исправление русского текста Библии по ватиканскому и печатать прямо по древнему славянскому. Мнение его было принято. В 1742 г. он открывал и устраивал Московскую Троицкую семинарию. Ему принадлежат проповеди: на день рождения Императрицы Елизаветы 18 декабря 1741 г.; на неделю Ваий 11 апреля 1742 г., и на освящение храма в Заиконоспасском монастыре 15 июля 1742 г. Автограф в библиотеке Московской академии № 243: «Богословие положительное и полемическое, преподанное в Московской академии Кириллом Флоринским», на латинском языке; по отзыву преосв. Филарета «наука отца Кирилла далеко выше науки Лопатинского, как по систематической стройности, так и по меньшей схоластичности в решении вопросов».

Филарет, «Обзор», стр. 309–311; Смирнов. «История Москов. акад.», 198, 202; «История Троицкой сем.»; дела архива св. синода: 1736 г. № 292; 1737 г. № 279; 1738 г. № 446; 1744 г. № 212.

Этот Кирилл Флоринский не имеет ничего общего с еп. Севским Кириллом Флоринским который, в свою очередь не был вовсе писателем.

Комментарии для сайта Cackle