А.А. Половцов

Источник

Зосима, митрополит Московский и всея Руси

Зосима (Брадатый – его прозвище) – митрополит Московский и всея Руси (1491–1494 гг.). С 1485 г. был архимандритом Московского Симонова монастыря; в 1491 г. на соборе при избрании всероссийского митрополита выбор пал на архим. Зосиму: 19 сентября он был возведен на двор митрополичий, а 26-го числа хиротонисан в митрополита. Вскоре оказалось, что Зосима тайно держался ереси жидовствующих, или новгородских еретиков, проповедовавших полное отступничество от христианской веры и принятие веры иудейской. Первым ратоборцем против еретиков выступил Новгородский архиепископ Геннадий, – он писал подробное послание митрополиту Зосиме и настаивал на созыве собора, который и был созван 17 октября 1491 г. На нем еретики были осуждены; митрополит Зосима на соборе выдержал себя и, согласно правилам жидовствующих, казался православным и даже участвовал в проклятии ереси. Через год, на соборе по вопросу о составлении пасхалий на восьмую тысячу лет, митрополит изложил составленную им пасхалию на 20 лет, показывая себя поборником православия и противником жидовствующих, глумившихся над православными, ожидавшими конца мира и второго пришествия Христова с окончанием седьмой тысячи лет от сотворения мира. В кругу своих единомышленников митрополит Зосима не считал нужным скрываться и в частных беседах высказывался довольно свободно. Все это дало повод преподобному Иосифу Волоколамскому в его «Просветителе» называть митрополита Зосиму «Иудою предателем, предтечею антихриста, первенцем сатаны, злодеем, какого не бывало даже между вероотступниками, напаявшим простейших людей ядом жидовским, провождавшим невоздержную и нечестивую, даже до греха содомского, жизнь, изрыгавшим хулы на самого Христа» и т. д., – обвинения чудовищные и совершенно невероятные для первосвятителя русской церкви. Поднявшаяся буря кончилась тем, что 17 мая 1494 года митрополит Зосима отрекся от престола «не своею волею»; по объяснению одних летописей, он уволен был за то, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией», а по выражению других, – «за некое преткновение»..... но он не был судим на соборе, как еретик, хотя с другой стороны – имени его нет в синодиках, по которым совершалось поминовение русских митрополитов и других иерархов в неделю православия. После отречения Зосима жил сначала в Симоновом монастыре, а 9 февраля 1495 года лишен был сана и послан в Троицкий Сергиев монастырь. Недавно издано составленное митроп. Зосимою в 1490 г. поучение против жидовствующих. Вопрос об еретичестве его остается открытым.

Полное собр. рус. летоп., т.т. II, III, IV, VI, VIII. – Митр. Макарий, «История Русской церкви», т. VI. – Е. Е. Голубинский, «История Русской церкви», т. II, стр. 566, 577, 608–610. – «Правосл. Собеседник» 1860 г., ч. II. – «Соврем. Известия» 1884 г., №№ 253 и 266. – Д. Иловайский, «Еще об ереси жидовствующих», M. 1884. – Правосл. богослов. энциклопедия, т. V. – Строев, «Списки иерархов». – Карамзин, «История Государства Российского», т. VI, стр. 50, 122–125, 222, пр. 106, 107, 320, 321, 326, 618–620, 629. – Бантыш-Каменский, «Словарь достопамятных людей рус. земли», ч. 2.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. : Т. 1-25. / Т. 7 : Жабокритский - Зяловский. - 1916. - [2], 588 c.

Комментарии для сайта Cackle