А.А. Половцов

Источник

Герсон, Александр Максимович

Герсон, Александр Максимович, журналист и переводчик, родился в 1851 г., сотрудничал в «Московском Листке», «Петербургском Листке», «Нижегородской Почте», «Будильнике», «Осколках» и др. журналах, где писал по большей части под различными псевдонимами: Альмаге, Максимов, Песковский, Картуз, Москвичев, Аристарх Будильников (в «Будильнике») и мн. др. Герсон не внес в нашу литературу чего-либо ценного, хотя и обладал несомненным талантом. Его небольшие пьески, сценки, рассказы, полные жизни и остроумного юмора, и были хорошо известны современникам, но борьба за существование побуждала Г. размениваться на мелочи, и при наличности дарования заставляла его ограничиваться очень небольшими рассказами, набросками и вообще газетной работой. Как на образчик произведений Герсона следует указать на следующие последние его статейки и сценки, помещенные в 1888 г. в «Московском Листке»: «Что значит образование», сценка (№ 253); «Налетели злые коршуны» (№ 257); «Меха выбирают» (№ 270); «На Черном море», из путевых заметок (№ 291); «Писатель завелся» (№ 304); «Экономия» (№ 309). Вообще в вышеупомянутых изданиях разбросано очень много, под разными псевдонимами, его произведений. Герсон, знавший хорошо языки, пробовал свои силы и в переводе иностранных авторов. Так, за несколько месяцев до его смерти была разрешена к постановке переведенная им пьеса испанского писателя Хозе Эчегарай – «Галеотто, или Мелочи жизни». Небезызвестен Г. был также и в артистическом мире: он провел несколько лет на провинциальных подмостках, между прочим в Харькове у Дюкова, занимая амплуа «простака». Как талантливый и интеллигентный актер, Г. давал определенные цельные образы и пользовался успехом у публики, а известный актер С. Шумский, в театральной поездке которого Г. участвовал, предсказывал ему даже выдающуюся артистическую карьеру. Но недолго A. M. пробыл на театральных подмостках. Низкий уровень развития провинциальных артистов того времени далеко не согласовался с тем, чего искал Г. Это, конечно, не мешало ему особенно сердечно относиться к своим товарищам и в особенности к «маленьким» актерам, которых, между прочим, он в шутку называл «униженные и оскорбленные». Оставив артистическую деятельность, Г. в последние годы жизни, занимаясь литературным трудом, сознавал мелочность своей работы и неоднократно жаловался своим товарищам по перу на невозможность написать что-либо «более крупное», могущее дать удовлетворение. Постоянная погоня за куском хлеба и низкая расценка вообще литературного труда зачастую лишала Г. необходимого отдыха, что не могло не отразиться и на его здоровье. Больной чахоткой и отосланный врачами на юг, Г. в ночь на 22 октября 1888 г. скончался в Гурзуфе, в буквальном смысле слова с пером в руке. Тело его было перевезено в Москву 31 октября. В этот день памяти Г. было посвящено несколько воспоминаний и стихотворений его друзей и товарищей.

Д. Языков, «Обзор жизни и трудов рус. писателей», вып. 8, стр. 33; «Московский Листок» 1888 г., №№ 296, 297, 305; «Новое Время» 1888 г., № 4553; «Истор. Вестник» 1889 г., № 1, стр. 259; Венгеров, «Источники словаря русских писателей»; Венгеров, «Критико-биограф. словарь», VI, 270.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 5. Герберский - Гогенлоэ. - 1916. - [2], 442 c.

Комментарии для сайта Cackle