Гилью, Жозеф, флейтист
Гилью (Guillou), Жозеф – французский флейтист, композитор и гравер. Род. в Париже в 1784 г. умер в Петербурге в сентябре 1853 г. Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, поступив туда 13 лет. Быстрые успехи на флейте (у проф. Девиенна, затем у Гюго и Вундерлика) обратили на него внимание. Уже на второй год пребывания в консерватории он получил вторую премию, а через несколько лет и первую. По окончании консерватории он несколько лет служил в оркестрах крупнейших парижских театров, а в 1815 г. получил место флейтиста в королевской капелле и профессуру в консерватории, в которой образовал ряд выдающихся флейтистов. Расстроенные обстоятельства заставили его уехать за границу в 1830 году. Он побывал сначала в Бельгии, затем искал соответствующего заработка в Берлине, Гамбурге и Стокгольме. В ноябре 1831 г. Г. дал концерт в Москве. В это время он был уже известен не только в качестве флейтиста-виртуоза, но и композитора для своего инструмента. Два концерта для флейты, концертино, несколько «thèmes variés» для флейты с квартетом, фантазии и дуэты – все это было издано им еще в Париже. В начале 1840-х гг. Г. переселяется в Петербург и здесь оставляет, по-видимому, свою специальность флейтиста. В Петербурге он сначала занимается профессией красильщика-пятновыводчика, а потом посвящает себя граверной, издательской и журнальной деятельности. В 1846 г. он представил в Совет Академии Художеств гравюры, сделанные им прямо на дагеротипной пластинке с картонов Шебуева; Совет положил выдать ему заимообразно из капитала на ободрение гравирования 1000 рублей с тем, чтобы он уплатил их в продолжение 2 лет и брал для своих работ русских мастеров, и исходатайствовал ему право издавать, с согласия художников, этим способом все картины, назначенные для Исаакиевского собора, публичные памятники и здания Петербурга, и картинные галереи, принадлежащие правительству. Затем он исходатайствовал себе вторичное пособие в 500 рублей и дозволение прилагать исполненные им гравюры к издававшемуся им в 1847–48 гг. в Петербурге художественно-музыкальному журналу L'artiste russe (приложены были между прочим «Умовение ног» Бруни, «Успение» Басина, портреты Айвазовского, Басина, Егорова, Бруни, Шебуева).
Fétis, «Biographie Universelle», IV, 160–161 «Дамский Журн.» 1831 г. № 50; «Материалы для истории Академии Художеств», т. III; Ровинский, «Словарь русских граверов»; «Большая Энциклопедия», VI.