А.А. Половцов

Источник

Гильфердинг (Hilferding), Иосиф (?), балетмейстер

Гильфердинг (Hilferding), Иосиф (?) – балетмейстер, был придворным балетмейстером в Вене и в 1759 г. прислан, по желанию Императрицы Елизаветы Петровны, австрийским двором в Петербург на некоторое время для улучшения русского балета и введения в нем «нового вкуса». Вместе с ним приехала балетная труппа, в которую входили очень искусные солисты Сантина, супруги Мекур и Приер, Парадиз, а также композитор Старцер и машинист Бригонци. «Труппа Г. показала впервые в России антраша из 4 ударов, введенные в употребление знаменитой парижской танцовщицей Комарго, и пируэты. Русские танцовщики и танцовщицы делали успехи благодаря стараниям и таланту Г. и очень скоро поняли «новый вкус» его балетов. Г. ввел в моду «деревенские веселости», т. е. идиллические пасторали, имевшие большой успех. Г. поставил следующие свои балеты (в некоторых из них он и сам принимал участие): в 1759 г. – «Разрушение Трои» (19 февраля), «Деревенские увеселения в 4 времени года» (30 апреля), пролог «Новые Лавры», сочиненный Сумароковым по случаю победы, одержанной над пруссаками при Франкфурте 1 августа (19 августа), «Сражение любви и разума» (19 августа); в 1760 г. – «Вокзал в Лондоне», дивертисмент (1 января), «Победа Флоры над Бореем» (29 февраля), «Падение гигантов» (20 сентября), «Пандуры» (31 декабря). 29 июня 1761 г. он поставил балет «Артаксеркс и Аман» в Ораниенбауме, во время пребывания там вел. кн. Петра Федоровича, а 20 сентября в Петербурге – «Ночное приключение». По переезде Двора в Москву для коронаций Екатерины II Г. поставил там свои балеты: 16 октября 1762 г. – «Аполлон и Дафна», 20 октября – «Амур и Психея», 3 января 1763 г. – «Остров дураков», 15 января – «Сражение любви и разума», исполненный великосветскими любителями, 21 апреля – «Московские увеселения о Святой неделе», комедия-балет. В том же году в Петербурге были поставлены его танцы в мелодраме Княжнина «Орфей и Эвридика» (30 апреля) и балеты: «Радостное возвращение к аркадским пастухам и пастушкам богини весны» (великосветский спектакль в Петергофе 28 июня), «Пигмалион» (26 сент.) и «Хромой рыцарь» (28 окт.). Великосветский же балет поставлен был в Петербурге в 1764 г. – «Ацис и Галатея»; исполнителями были Петр Бирон, графиня Сиверс и 10-летний цесаревич Павел Петрович, разучивший роль Гименея под руководством Г. В этом же году им был поставлен балет к опере Манфредини «Карл Великий», представленной итальянской труппой на новом театре Зимнего дворца. Г. ставил танцы и в других операх. Летом 1764 г. Г. взял отпуск на несколько месяцев, уехал в Вену и оттуда прислал прошение об увольнении.

Изданы следующие балеты, поставленные Г.: «Возвращение Аполлоново на Парнас» (СПб., 1763), «Балет, называемый сражение любви и разума, представленной в покоях Имп. Дворца некоторыми Дамами и Кавалерами для увеселения Имп. Екатерины Вторыя, в Москве, 1763 г., в генваре» (М., 1763. 4°) и «Ацис и Галатея» (СПб., 1764. 4°). В «Российском Феатре» 1788 г. напечатаны его балеты с текстом Сумарокова: «Новые лавры» и «Прибежище добродетели».

Stählin, «Nachrichten von der Tanzkunst und Balleten in Russland», 18–24; A. Плещеев, «Наш балет», 39–46; Сопиков, «Опыт российской библиографии», под ред. Рогожина; Геннади, «Справочный словарь»; Брокгауз-Ефрон, «Энциклопед. словарь», XVI; Арапов, «Хроника русского театра», 80, 81; Неустроев, «Историч. разыскание о русск. повремен. изданиях», 440; «Сборник Императорского Русского Исторического Общества», т. 60; Носов, «Хроника русского театра», 145–270.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 5. Герберский - Гогенлоэ. - 1916. - [2], 442 c.

Комментарии для сайта Cackle