А.А. Половцов

Источник

Геннадий (Беляев), старообрядческий епископ Пермский

Геннадий (в мире Григорий Васильевич) Беляев, старообрядческий епископ Пермский, происходил из крепостных крестьян Лысвенского завода княгини Бутера и родился в 1824–26 гг. По утверждению автобиографии, найденной у него при его аресте в 1862 г., уже в детстве он имел «прообразы» будущего епископства. В это время он учился в заводской школе и ходил в православную церковь. Из школы он вынес весьма ограниченные познания и, будучи впоследствии епископом, писал безграмотно «крупным ученическим почерком». 18-ти лет он тайком удалился с завода в Кунгурские леса «для богомыслия» и поселился в скиту у схимника Никиты. После ареста Никиты Беляев ушел в Саратовскую губернию, где старообрядческий епископ Афанасий постриг его и посвятил в диакона. Посланный Афанасием для пропаганды раскола в Оренбургскую губернию, Геннадий в 1854 г. был задержан в Белебее и присужден к заключению в арестантские роты, причем только в силу «милостивого» манифеста ему удалось избежать наказания плетьми. 14 сентября 1855 г. Геннадий из арестантских рот бежал в Кунгурские леса, причем объяснял свое освобождение вмешательством ангела, который снял с него 30-фунтовые кандалы и провел его через город в то время, когда «все были аки слепы». Из Кунгурских лесов Геннадий уехал в Хвалынский уезд к тому же старообрядческому епископу Афанасию, который 29 октября 1856 г. поставил его в пресвитеры, а 21 ноября того же года произвел в архимандриты. 9 января 1857 г. в Гуслицах (а по утверждению митрополита Московского Филарета – в Москве, в доме купчихи Ботневой) Геннадий был посвящен старообрядческим архиепископом Антонием в епископа Пермского. Имея резиденцией Екатеринбург, Геннадий разъезжал по Приуралью, распространяя старообрядческое учение и ставя священников и диаконов. В 1859 г. он был арестован и заключен в Кунгурскую тюрьму, откуда вскоре освободился, на этот раз, по его собственному признанию, без вмешательства уже небесных сил – благодаря взятке в 1000 руб., данной исправнику, согласившемуся на подмену епископа бродягой-раскольником. Возобновившаяся на Урале деятельность Геннадия обратила на него неблагосклонное внимание местных духовных и светских властей, которые с ноября 1861 г. по декабрь 1862 г. принимали «всевозможные меры к поимке» Геннадия, пока наконец не захватили его в Екатеринбурге 6 декабря 1862 г. 5 апреля 1863 г. состоялось Высочайшее повеление о заключении Геннадия в тюрьму Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря «для увещания к оставлению раскольнических заблуждений». В тюрьме Геннадий сначала обнаруживал «закоренелость в расколе», но после 4-летнего тюремного заключения стал «надежды несколько подавать, делаемым ему внушениям кротко внимать, читать охотно книги духовного содержания и посещать богослужения». В конце 1869 г. Геннадий подал прошение о присоединении его к единоверию, и 3 августа 1870 г. состоялось Высочайшее повеление об освобождении его из Суздальской крепости для определения «в иноческом образе» в Московский Единоверческий монастырь. Но уже через два месяца Геннадий «снова обнаружил признаки упорной расположенности к раскольническим заблуждениям» и был возвращен в тюрьму Спасо-Евфимиева монастыря. Здесь он уже «держался упорно своих ложных убеждений, по поведению был вспыльчив, не всегда мирен и покорен». 8 сентября 1881 г. Геннадий вместе с другими содержавшимися в монастыре старообрядческими архиереями получил свободу и после «освидетельствования в способностях» через консилиум врачей 10-го сентября выбыл на жительство в Казань, причем по приобретенной на Урале привычке пытался вручить губернатору Судиенко «денежный пакет». Из Казани Геннадий переехал в Харьков, но по представлению местного православного епископа Амвросия 26 января 1884 г. был переведен на жительство в Виндаву. Когда Геннадий самовольно уехал вместо Виндавы на Урал, состоялось Высочайшее повеление о заключении его снова в Суздальскую крепость. Геннадий бежал в Австрию и там умер.

«Истор. Вестник», т. XIV, 294–324 (статья А. Пругавина, «Суздальский узник») и т. XCIII, 448–457 (статья А. Пругавина, «Старообрядческие архиерей в Суздальской крепости»); Филарет, Митрополит Московский, «Собрание Мнений и Отзывов», V, ч. 2, 649–653; Савва, Архиеп. Тверской, «Хроника моей жизни», VI, 507.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 4. Гааг - Гербель. - 1914. - [2], 494 c.

Комментарии для сайта Cackle