А.А. Половцов

Источник

Феодосий (Сморжевский)

Феодосий (Сморжевский), архимандрит севского Спасского монастыря; скончался в 1758 году. Образование Ф. получил в Киевской духовной академии и служил иеродиаконом в Киево-Софийском монастыре. В 1742 г. он был вызван в С.-Петербург для отправки в Пекинскую миссию. Ф. отказывался, ссылаясь на свою молодость и недостаточность образования, но св. Синод определил рукоположить его в иеромонаха (17 янв. 1743 г.) и отправить в Китай вместе с архимандритом Гервасием (Линцевским); им поручено было проверить латино-китайский лексикон и изучить китайский язык. В конце ноября 1745 г. миссионеры прибыли в Китай, и с самого прибытия начались между ними ссоры и неприятности, кончавшиеся часто бранью и даже буйством (в особенности при нетрезвом состоянии). Архимандрит присылал в Синод доношения за доношениями о неповиновении и дерзостях иеромонаха Ф-сия, в котором «ничего благочестивого и благоговейного не осталось»; архимандрит предполагал даже, не отпал ли Ф. от веры православной? Между тем иером. Ф. все ссоры объяснял неуживчивым характером архимандрита, а в своих доношениях Синоду от 15 августа 1753 г. сообщал, что им составлено на 76-ти тетрадях «Руководство к лучшему успеху миссии», извлечения из которого и присылал под заглавиями: «Можно ли в Китае проповедовать и как» или «Какие порядки должны быть в миссии». Из его предложений Синодом были приняты следующие: 1) о найме иезуитов и китайцев для обучения миссионерских учеников; 2) о необходимости составить 3 лексикона и грамматику; 3) о том, чтобы в миссии были крещеные служители и чтобы дети их обучались у миссионеров, и 4) о перестройке старой Никольской церкви и о починке дворов. Иеромонаху Ф-сию приписывают также составление «Обстоятельной истории Российской Пекинской миссии и всех бывших там наших миссионеров», составленной очень критически, а потому и ненапечатанной полностью, но в извлечении – в «Сибирском Вестнике». Архимандрит Гервасий и иеромонах Ф. возвратились из Китая одновременно в конце 1756 г. Высочайшее повеление о возвращении иером. Ф-сия в С.-Петербург состоялось 15 января 1756 г. Ровно через год Синод сделал доклад государыне о необходимости уволить иером. Ф-сия в Москву для очных ставок с архимандритом Гервасием по делу о ссорах их. В ответ (16 февраля 1757 г.) последовало Высочайшее повеление о награждении иером. Ф-сия за понесенные им труды в Пекине. Через два дня Синод определил, а 22 февраля произвел иеромонаха Ф-сия в архимандриты севского Спасского монастыря. Проездом на место нового служения архим. Ф. имел свидание в Москве с архим. Гервасием, и 6 апреля 1757 г. оба архимандрита подписали акт взаимного примирения. Через год архимандрит Ф. скончался.

«Полн. собр. постан. и распор. по вед. правосл. исповед.», т. III (1741–1743 гг.), № 184, 205, 219 и 279. – Опис. докум. и дел Архива Св. Синода, т. ХХVІ, № 341, и т. ХХХІ, № 7; дела 1763 г., 21 декабря, и 1766 г., 15 января. – Митроп. Евгений, «Словарь Исторический». – Аскоченский, «Киев с его учил. – академиею».

К. Здр-в.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 25. : Яблоновский - Фомин. - 1913. - [2], 493 с.

Комментарии для сайта Cackle