А.А. Половцов

Штенглин Иоганн, гравер

Штенглин Иоганн, гравер «черной манерой» при художественном департаменте Академии Наук. Родился в 1710 г. в Аугсбурге, в семье состоятельного бюргера; обучался граверному искусству под руководством И. Г. Боденера и еще до 1720 г. гравировал плохие вещи «черной манерой», которую в то время очень любили в Аугсбурге. В 1741 г., по приглашению академика Я. Я. Штелина, Ш. приехал в Петербург и стал работать при вновь открытом тогда художественном департаменте Академии Наук. Первые листы его (портреты русских государей), гравированные «черной манерой», исполнены крайне грубо. В 1744 г. вследствие недоразумений с директором академии Шумахером, Ш. должен был оставить художественный департамент, но продолжал работать по его заказам сдельно, причем неоднократно работа его бывала весьма удачна и он получал за нее значительные, по тому времени, суммы. Около 1750 г., вследствие продолжавшихся недоразумений с академическим начальством, Ш. должен был уехать в Москву, где жил в крайней бедности, зарабатывая себе на пропитание писанием портретов миниатюрой. В 1763 г. академик Штелин разыскал его в Москве, поместил в доме Бестужева и дал ему возможность вновь приняться за работу «черной манерой». По настоянию того же Штелина, Ш. был в 1765 г. снова приглашен в Академию Наук и приехал в Петербург. Здесь ему поручено было обучить «шварцкунстному мастерству» двух учеников Василия Соколова и Елисея Федорова, которые, по свидетельству академических журналов, «в скором времени оказали такие успехи, что сами могли гравировать портреты». Работ Ш. очень много; из них лучшие: «Самсон и Далила» (отлично выгравированный лист), затем портреты датского посла Шумахера, академика Штелина, математика Эйлера и Лестока (довольно редкий). Листы свои Ш. подписывал полным именем Jean Stenglin или навальными буквами J. St. Некоторые из досок Ш. приобретены Академией Художеств; большинство же оттисков с его произведений находится в собраниях русских гравюр кн. Белосельской-Белозерской и Д. А. Ровинского. Наконец в делах канцелярии Академии Наук хранится 11 гравированных Ш. рисунков, воспроизводящих северные сияния, которые наблюдались Ломоносовым в Петербурге.

«Neues allgemeines Künstler-Lexicon etc. bearbeitet von D-r G. K. Nagler. B. 17. – Д. Ровинский. «Русские граверы и их произведения». Москва, 1870, стр. 48–50, 99–102. – Ровинский, Д. А. «Подробный словарь русских граверов XVI – XIX вв. СПб., 1895, стр. 781–785». – «Академия Художеств до времен императрицы Екатерины II» («Отечественные Записки», том CII отд. II, стр. 49 и 51. – П. Пекарский «История Имп. Акад. Наук», т. I, стр. 301, 554; т. II, стр. 860.

Комментарии для сайта Cackle