А.А. Половцов

Филипп, преподобный Ирапский, Череповецкий

Филипп Ирапский, преподобный, инок-подвижник и проповедник XVXVI вв. (канонизирован в конце XVI в.), в мире носивший имя Феофила, род. в 1493 г., умер 14 ноября 1537 г. Оставшись сиротою с ранней юности, он провел первые годы жизни в скитаниях по селеньям северной Руси, питаясь милостынею. В конце 1505 г. Ф. дошел до Комельской обители, где в то время подвизался преподобный Корнилий († 1537). Пораженный благочестием, смирением и кротостью юноши, Корнилий согласился на просьбу Ф., принял его в свою обитель и через три года постриг в монашество, отдав под руководство иноку Флавиану для обучения грамоте и божественному писанию. Через несколько лет после этого Ф., по просьбе братии, был посвящен в священнический сан, но вскоре, недовольный всеобщим уважением к себе, с позволения Корнилия удалился из монастыря. В 1517 г. между реками Андогою и Малым Ирапом Ф. облюбовал себе место и решил устроить на нем свою пустынь. Князь Андрей Васильевич Шелешпанский, вотчинник этой земли, отмежевал ему участок, и здесь Ф. была устроена сначала небольшая келья, потом, когда князь Андрей подарил ему всю землю до реки Большого Ирапа – часовня во имя св. Троицы, а затем, с помощью того же князя и богомольцев, начавших посещать Ф. во множестве, и церковь св. Троицы. Ф. умер на 45-ом году от рождения.

Вскоре после его смерти на Ирапе была устроена обитель, названная по основателю Филипповою, по месту – Красноборскою или Ирапскою, по главному престолу – Троицкою (в 45 верстах от Череповца, нынешней Новгородской епархии); упраздненная в 1764 г., она была восстановлена в 1792 г. Мощи Ф. покоятся под спудом в каменной церкви св. Троицы.

Прославясь подвижнической жизнью, Ф. в то же время приобрел известность, как проповедник. Некоторые из поучений Ф. большею частью в отрывках или в виде кратких наречений сохранились в житии его, написанном его учеником Германом; составленные довольно просто и безыскусственно, они любопытны как образцы северно-русской проповеди XVI века; нельзя, впрочем, предполагать большой точности в их передаче, так как, записанные по памяти, они, весьма вероятно, были подправлены переписчиками.

Арх. Амвросий: «История Российской иерархии», т. VI, стр. 594–596. – «Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местно-чтимых» (1836), 263–264. – Ратшин: «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях… в России» (1852), ст. 389. – Ключевский: «Древнерусские жития святых, как исторический источник» (1871), ст. 274, 433. – Арх. Игнатий: «Краткие жизнеописания русских святых» (1875), XVI, 30–31. – Строев: «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» (1877), ст. 123. – Филарет: «Русские святые, чтимые всею церковью или местно», изд. 3-е (1887), т. III, ст. 348–351. – Арх. Сергий: «Полный месяцеслов Востока» (1876), т. II, 1, ст. 303. – Барсуков: «Источники русской агиографии» (1882), ст. 653. – Арх. Леонид: «Святая Русь» (1891), ст. 58. – Голубинский: «История канонизации святых в Русской церкви» (1894), ст. 108.

Комментарии для сайта Cackle