А.А. Половцов

Тачалов, Арсений Васильевич, протоиерей

Тачалов, Арсений Васильевич, протоиерей православных церквей в Висбадене и Париже, духовный писатель, родился в семье священника в с. Быкове, Корчевского уезда, Тверской губернии. Воспитывался в Тверской семинарии и с 1859 г. в Петербургской духовной академии, курс которой кончил в 1863 г. со степенью магистра богословия. В том же году определен был псаломщиком при Висбаденской православной церкви. По принятии 3 января 1867 г. сана священника, он сделан был настоятелем, а в 1875 г. протоиереем той же церкви. Из Висбадена Т. часто ездил в Эмс, а с 1876 г. также в Гомбург, Югенгейм и Румпенгейм для совершения церковных служб. В Эмсе благодаря T., сумевшему привлечь для этого крупных жертвователей, была построена православная церковь. По поручению общества любителей духовного просвещения он вел личные и письменные сношения с представителями старокатоличества и принимал деятельное участие в 6 конгрессах старокатоликов. Участвовал также в обеих конференциях в Бонне по вопросу о воссоединении церквей. В 1887 г. Т. переведен был протоиереем православной церкви в Париже. Умер в Берлине 7 апреля 1890 г.

Т. поместил в духовных журналах следующие статьи по вопросам духовного просвещения и догматики, из которых некоторые написаны им еще в годы студенчества: «Состояние и нужды духовных учебных заведений» («Правосл. Обозрение», 1861, кн. 6, 7, 8, 11 и 12); «Учебные часы и экзамены в семинариях» (там же, 1862, кн. 11); «Изучение древних языков в духовных училищах» (там же, 1862, кн. 8); «Об уничтожении наследственности мест в духовном звании» («Дух Христианина», 1863); «Новая книга И. Овербека «Свет с Востока»» («Прав. Обозрение», 1365, кн. 11; 1867, кн. 6); «Протестантский немецкий союз и первое его собрание в Эйзенахе» (там же, 1866, кн. 8); «Новейшие сочинения о жизни Иисуса Христа: 1) Жизнь Иисуса Христа по Ренану; 2) Характеристический образ И. Христа соч. Шенкеля; 3) Жизнь И. Христа, соч. Штрауса; 4) Евангелие; 5) Чудеса» («Христ. Чтение», 1867, ч. I); «Протесты в Германии и Австрии против нового, на ватиканском соборе 18 июля 1870 г. провозглашенного догмата о папской непогрешимости» (там же, 1871, №№ 5 и 6). Некоторые статьи Т. подписывал сокращенным именем A. T-ов. В целях ознакомления старокатоликов с православной церковью он издавал на немецком языке обер-прокурорские отчеты за 1870–1877 гг.; им переведена с немецкого языка книга Ците «Истина и величие христианства» (СПб. 1869) и издана немецко-русская хрестоматия под псевдонимом Васильевич.

Некрологи за 1890 год: «Церковные Ведомости», приложение к № 18, стр. 579; Новое Время», № 5068; «Исторический Вестник», кн. 7, стр. 236. – И. Чистович, «История Петербургской духовной академии за последние 30 лет», СПб. 1889, приложение, стр. 21. – И. М. Семевский, «Альбом Знакомые», СПб. 1888, стр. 269–270. – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей», вып. X, СПб. 1907, стр. 74. – «Wiesbadener Tagblatt», 1890, № 99. – В. И. Межов, «Русская историческая библиография за 1865–1876 годы», т. III, №№ 26, 503; т. VI, № 58096. – П. А. Ефремов, «Указатель к «Православному Обозрению» за 1860–1870 гг.», Москва 1872, стр. 65, 79, 102, 145. – «Систематический указатель статей, помещенных в журнале «Христианское Чтение» за 1821–1903 гг.», СПб. 1905, №№ 1645, 2194, 4254.

Комментарии для сайта Cackle