А.А. Половцов

Тальони, Мария (Taglioni), танцовщица

Тальони, Мария (Taglioni) – знаменитая танцовщица, дочь Филиппа Тальони, родилась 23 апреля 1804 г. в Стокгольме. Танцевальному искусству обучалась в Париже уже с восьмилетнего возраста. Впервые T. выступила перед публикой в Вене 10 июня 1822 г. в балете ее отца «Réception d'une jeune nimphe à la cour de Thérpsychore». Рассказывают, что в смущении она забыла па, которому учил ее отец, импровизировала собственное и так удачно, что вызвала неописуемый восторг публики. Первые же выступления на сцене создали ей славу первоклассной танцовщицы, а вскоре она приобрела европейскую известность. После Вены Т. выступала в Штутгарте и Мюнхене с неизменным успехом, 23 июля 1827 г. дебютировала в Париже, на сцене Большой оперы, в балете «Сицилиец». Успех ее был исключительный, и она получила постоянный ангажемент в Париж, куда и переехала 30 апреля 1898 г. по окончании контракта в Мюнхене. Дальнейшие выступления в Париже окончательно упрочили ее славу, и с этого времени она считается настоящей королевой танцев. До 1837 г. она лишь изредка покидала Париж, гастролируя в Лондоне, Берлине, Ливерпуле, Манчестере и других городах. В 1832 г. Т. вышла замуж за графа де-Вуален, но сцены не оставила и продолжала носить свою девичью фамилию.

В 1837 г. Т. получила приглашение в Петербург, причем ей были предложены столь выгодные условия, что администрация парижского театра не могла с ними конкурировать, и Т. приняла предложение. В Петербурге она впервые выступила 6 сентября 1837 г. в наиболее любимом ею балете «Сильфида», нарочно для нее сочиненном ее отцом. Успех ее в Петербурге был не меньший, чем в других городах. Ей писали стихи Грибоедов и Пушкин, Райтом была выгравирована одна только ее нога, стоящая носком на облаке, и к этой гравюре П. А. Вяземским были написаны стихи, заканчивающиеся словами: «Pourquoi chausser une aile?». Еще в Париже Теофиль Готье, увлеченный ее талантом, создал для нее из бретонской легенды о мертвых девственницах балет «Жизель или Валисса», который парижский балетмейстер Карали облек в пластические формы для сцены. В Петербурге же имя ее стало так популярно, что появилась карамель «Тальони», шляпы «Тальони», вальс «Возврат Марии Тальони». П. А. Каратыгин написал известную в свое время пьесу-шутку «Ложа 1-го яруса, на последний дебют Тальони», часто ставившуюся на петербургской сцене. T. любила появляться преимущественно в ролях стихийных, сверхъестественных существ. Танец ее отличался целомудренной чистотой и стыдливостью, античной пластичностью. Больше всего она славилась своими выступлениями в балетах «Sylphide», «Belle du bois dormant», «Fille du Danubo», «Révolteau sérail», «Natalie», «Cendrillon», Dieu et Bayarde», «Flore et Zéphire».

В 1842 г. T. покинула Россию и опять появилась в Париже. Последнее время публика несколько охладела к ней. В 1847 г. она совсем покинула сцену. Некоторое время после этого Т. давала частные уроки танцев в Лондоне, а затем поселилась в собственной вилле у озера Комо. На парижской сцене она выступила еще один раз с целью поощрения дебютантки Эммы Леви, следовавшей классическим приемам, в свое время упрочившимся благодаря T., но уже начинавшим забиваться с ее уходом со сцены. Специально для Эммы Леви она даже разработала балет «Papillon».

Умерла T. в Марселе 23 апреля 1884 г.

В книге Плещеева «Наш балет» помещено несколько ее портретов.

А. Плещеев, «Наш балет, 1873–1899 г.», СПб. 1899, стр. 123 и след. – Скальковский, «Балет, его история и место в ряду изящных искусств», СПб. 1886, изд. 2-е. – Czerwinski, «Brevier der Tanzkunst», Leipzig 1880. – «Les origines de l'opera, le ballet de la reine», Paris 1869 – Voss, «Der Tanz und seine Geschichte», Berlin 1868. – «История танцевания и балета по розысканиям французов и англичан», «Репертуар и Пантеон», 1850, т. VII, стр. 23–42. – Ф. Кони, «Балет в Петербурге», там же, 1850, т. II, кн. III, стр. 36–38, 50–51, 83, 102–118, 125, 126, 129, 138, 168. – А. И. Вольф, «Хроника петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 года», СПб. 1877, ч. I, стр. 48, 67, 68–69, 74, 84, 91, 99, 103; ч. II, стр. 47, 52, 58, 66, 76, 77, 86, 95, 105, 114, 123, 131. – «Репертуар и Пантеон», 1842, кн. VIII, отд. IV, стр. 36, отд. V, стр. 44; книга XI, отд. IV, стр. 33; кн. ХII, отд. IV, стр. 29; кн. XV, отд. V, стр. 32. – «Воспоминания А. Ф. Пржецлавского», «Русская Старина», 1874, т. XI, стр. 472. – «La Grande Encyclopedie», Paris, t. 5, стр. 157. – Meyer's «Grosses Konversations-Lexikon», 6. Auflage, Leipzig und Wien 1908, т. 19, стр. 284. – Brockhaus «Konversations-Lexikon», Leipzig 1886, т. 15, стр. 446. – S. Orgelbranda «Encyklopedja Powszechna», Warzsawa 1903. т. XIV, стр. 384. – «Справочный энциклопедический словарь», издание К. Крайя, СПб. 1848, т. X, стр. 61–62. – Д. А. Ровинский, «Подробный словарь русских гравированных портретов», СПб. 1888, т. IV, стр. 496.

Комментарии для сайта Cackle