А.А. Половцов

Источник

Алмазов, Борис Николаевич

Алмазов, Борис Николаевич, известный поэт, род. 27 октября 1827 г. в гор. Вязьме Смоленской губ., ум. 3 апреля 1876 г. в Москве. Отец его, Николай Петрович, по рождению и состоянию принадлежал к высшему кругу московского общества; мать, Евдокия Петровна Зубкова, была женщиной весьма образованной и религиозной. Родоначальником дворян Алмазовых является известный думный дьяк Ерофей Иванов по прозванию Алмаз, любимец царя Алексея Михайловича, два раза управлявший посольским приказом и в 1661 году сделанный печатником. Детство Алмазов провел в родовом имении, селе Караваеве Сычевского уезда, и на 12-м году поступил во второй класс 1-й московской гимназии, причем в качестве пенсионера жил у директора ее, М. А. Окулова. Из 4-го класса гимназии Алмазов перешел в пансион Эннеса, откуда в 1848 году поступил по экзамену на юридический факультет Московского университета. Увлекаясь здесь лекциями Грановского, Кудрявцева, Крылова и других талантливых профессоров того времени, Алмазов вместе с тем был постоянным посетителем Малого театра и страстным почитателем Мочалова и Щепкина; он мечтал о славе актера, участвовал в нескольких любительских спектаклях и обнаружил сценические способности. В это время он сошелся и подружился с Островским, Писемским, П. М. Садовским и др. К сожалению, университет Алмазову не удалось окончить: со второго курса он был уволен за невзнос платы за слушание лекций, не получая почти никакой поддержки от отца, состояние которого клонилось к полному разорению. По выходе из университета, начиная с 1851 года, Алмазов почти всецело посвятил себя литературной деятельности, если не считать кратковременной службы его (1854–1861) сначала в канцелярии попечителя Московского учебного округа, а затем в конторе Московской синодальной типографии, откуда он вышел в отставку в чине губернского секретаря. Первые литературные опыты Алмазова появились в «Москвитянине» 1851 года под псевдонимом Эраста Благонравова. Это были полемические фельетоны против петербургских журналов и, главным образом, против «Современника»; в этих фельетонах впервые встречаются стихотворные пародии Алмазова, нередко довольно остроумные, на Пушкина, Лермонтова, Панаева и Некрасова. Алмазов был одним из деятельных сотрудников так называемой молодой редакции «Москвитянина» до его прекращения в 1856 году. Эту «молодую редакцию», между прочим, составляли: А. Ф. Писемский, А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Е. Н. Эдельсон, и др. Кроме фельетонов Алмазов писал в «Москвитянине» и небольшие обозрения текущей журналистики. После «Москвитянина» он помещал свои произведения в стихах и прозе: в «Библиотеке для чтения», сборнике «Утро» (кроме стихотворений две большие статьи «О поэзии Пушкина» и «Взгляд на русскую литературу 1858 г.»), в «Детском журнале», в «Русском вестнике», в юмористических журналах: «Развлечение», «Зритель», «Заноза» и «Искра», по большей части под псевдонимом «Б. Адамантова»; в «Беседе в Обществе любителей российской словесности», в «Заре» и «Семейных вечерах», в «Русском архиве» 1875 г. (статья о Писемском) и, наконец, в «Газете Гатцука», где появилась (в 1875 г.) повесть «Катенька», несколько небольших критических статей и стихотворение. Прекрасно владея стихом, всегда звучным, легким, богатым рифмой, ясным и точным, Алмазов составил себе известность преимущественно юмористическими и сатирическими стихотворениями, хотя заслуживали также внимания его переводы и несатирические произведения. Не задаваясь мыслью о буквальной передаче всех подробностей и оттенков подлинника, Алмазов стремился лишь к тому, чтобы ярко передать основную мысль. Таким образом он переводил лирические и антологические стихотворения Шиллера, Гёте, А. Шенье, А. де-Мюссе; кроме того, он исполнил целый ряд переложений поэтических памятников средневековой французской и испанской литератур. Самым крупным среди переводов является древне-французская поэма «Роланд» («La chanson de Roland»), написанная прекрасным белым стихом. Для характеристики политических воззрений Алмазова весьма важны стихотворения «Русь и Запад», «Старая русская партия», «Русскому царю» и «Нашим зарубежным братьям»; в которых сказался человек, проникнутый любовью к родине, отстаивающий исконные начала русской жизни. На возвышенные темы написаны стихотворения: «Покаяние», «Истина», «Ничтожество», «Проза», обнаруживающие человека глубоко верующего так же, как и стихотворные переложения для народа житий святых – «Отшельник», «Щедрый богач», «Мария Египетская». В своих сатирических произведениях – поэма «Социалисты», «Бескорыстный реформатор», «Ученый нашего времени», «Ночная беседа» и др. Алмазов по преимуществу осмеивает умственное брожение шестидесятых годов, а также шаткость убеждений нашего общества, склонность увлекаться всякими заносными идеями, совершенно чуждыми русской жизни. В шуточных стихотворениях Алмазов то с незлобивым юмором осмеивает комические стороны русской жизни, то создает остроумные пародии, то касается мелочей литературной и журнальной жизни шестидесятых годов, причем делает ряд остроумных и метких характеристик тогдашних журналистов. Таковы, напр., стихотворения: «Учено-литературный маскарад», «Спор», «Московский поэт и петербургский обыватель», «Похороны «Русской Речи», имевшие большой успех при своем появлении. В 1874 году появился объемистый том «Стихотворений» Алмазова, в который вошло почти все, что он писал стихами. В 1892 году «Сочинения Б. Н. Алмазова» вышли в Москве в 3 томах, причем первые два заняты стихами, а последний – прозой.

Краткий биографический очерк Алмазова при первом томе последнего собрания его сочинений. – Венгеров, «Критико-биографический словарь», т. I, стр. 429–440.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 2. Алексинский - Бестужев-Рюмин. - 1900. - [2], 796 c.

Комментарии для сайта Cackle