А.А. Половцов

Роман (Романоз, Эристов-Арагвский), митрополит Самтаврийский и Горийский

Роман (Романоз, Эристов-Арагвский), митрополит Самтаврийский и Горийский (1731–1753), писатель. Сын Арагвского «эристава» (главы парода) Георгия Иассоновича (1696–1723), тайного советника и моурава (губернатора) города Тифлиса, бывшего в Грузии «первым фамильным человеком». Через свою сестру Анну, жену царевича Бакара, сына царя грузинского Вахтанга VI, Роман был в родстве с грузинским царским домом. Портрет его, приложенный к его рукописному сочинению «Цымбан», изображает его человеком высокого роста, с типичной грузинской физиономией.

В начале XVIII ст. он принял монашество; обстоятельства, заставившие пойти в монашество его, человека женатого, нам неизвестны. В 1720-х гг. он достиг уже сана архимандрита. В 1720 г., когда Грузия была «со всех сторон от персиян, турок и др. подвергнута нападениям и разорению», в его родовой замок, Ананур, на его попечение, в предохранение от нового увоза, был перенесен крест св. Нины, национальная святыня Грузии. Постриженный в монашество в Давидо-Гареджинском монастыре, Тифлисской губернии, Р. жил там 12 лет, выражая желание остаться в нем до конца жизни, но вместо того, в 1722 г., отправился в Россию «для службы по должности и обещанию» и «для сбора милостыни». «Ограбленный совершенно горцами» по дороге к гор. Кизляру, Роман приехал в Москву 9-го июня, и, по ходатайству Имеретинской царевны Дарьи Арчиловны, ему (со спутниками) было назначено жалованье по 100 руб. в год и отведено помещение в Донском монастыре; но вскоре, за неимением свободного помещения, он был перемещен в Богоявленский монастырь.

В конце 1722 года, прошением на Высочайшее Имя, Роман ходатайствовал о выдаче ему паспорта, денежного вспомоществования и вооруженной охраны для проезда на родину, каковая просьба, в феврале 1723 г., была удовлетворена, а вместе с тем Высочайшим указом ему было определено жалование по 30 руб. в месяц. Р. остался в России, но выдача ему жалованья производилась очень неаккуратно и «я пришел в такую скудость», пишет он, что и которую сделал было себе архимандрицкую шапку и ту на пропитание продал и на хлеб проел».

Вахтанг VI, теснимый турками, занявшими Тифлис и Гори, и персами, разбитый к тому же Кахетинским царем, бежал в Имеретию, и, фактически уже потеряв престол, предложил через Романа Петру Великому занять русскими войсками крепость Арши – ключ Дарьяльского ущелья, взамен чего русские войска должны были помочь Вахтангу опять занять престол. Однако проект этот не осуществился, и в следующем году Вахтанг, в сопровождении 43 грузинских князей и дворян и многочисленной свиты, уехал из Грузии в Россию. На этом роль Р., как политического агента Вахтанга, не кончилась: по отъезде Вахтанга в Россию был образован в Грузии заговор с целью вернуть ему престол, и Роман поехал в Грузию в октябре 1725 г. Официальным же предлогом его поездки было желание матери и родственников его увидеться с ним, «а паче для обещания своего, где он пострижен был в монастыре и 12 лет жил, – по-прежнему в том монастыре желал быть до конца жизни своей». Тем не менее, он жил все время в Тифлисе; здесь построил он каменную церковь и основал монастырь, приписав к нему свои деревни. В это время Тифлис был осажден персами и монастырь занят был под помещение для солдат. Давидо-Гареджинский же монастырь, в 1728 г., был разрушен от «неприятельских людей лезгинцев», также, как и вотчины Эристовых, и Роман в 1729 г. опять уехал в Россию. По приезде в Москву, он был включен в число 42-х положенных по штату духовных персон, с жалованьем по 75 руб. в год и по 3 порции хлеба против прочих Грузинских архимандритов. В мае 1730 г., получив паспорта из Коллегии иностранных дел, Роман вновь поехал в Грузию «для свидания с матерью». Этот год он был настоятелем Ананурского монастыря.

В январе 1731 г., по избранию князей и дворян, Роман был посвящен католикосом Бессарионом в митрополиты на епархию Самтаврийскую и Горийскую, или Карталинскую, обнимавшую все пространство земли между Рехулою и Б. Лиахвою. Пробыв в Самтавре (близ бывшей столицы Грузии, Мцхета) один, и в Гори – три месяца, Роман в апреле, изгнанный из Гори турками, бежал в Ананурский монастырь, где был до сентября месяца, откуда затем уехал в Москву и прибыл в нее в феврале 1732 г. Не имея при себе ставленной на митрополию грамоты, давать которую не было обычая в Грузии, Роман долгое время не был признаваем русским правительством за имеющего сан митрополита, и только благодаря личному ходатайству царя Вахтанга, указом 25-го августа, он был назначен в Москву для посвящения диаконов и священников и для отправления богослужения, с жалованьем по 150 руб. в год и по 5 порций хлеба, с предоставлением ему половины покоев на подворье Саввина монастыря. Высочайшим указом 12-го сентября 1733 г. Роман был назначен (с архиепископом Иосифом Самобельским) отправлять в течение года «повседневное служение» по ее Императорскому Высочеству царевне Екатерине Иоанновне, герцогине Мекленбург-Шверинской, в Александро-Невском монастыре в С.-Петербурге, куда он прибыл 21-го октября. Прогонных денег и других сумм за отправление этих служб, ему было выдано разновременно около 1000 руб., кроме положенного жалованья. 15-го марта 1734 г. состоялось зачисление Романа в штат, содержание же ему было оставлено прежнее. 26-го августа от был определен окончательно в Москву в качестве «помощного архиерея» для поставления и посвящения диаконов и священников, а «дабы не воспоследовало от Его Преосвященства производящимся в священство и диаконство ставленником напрасной волокиты», ему было увеличено вознаграждение за посвящение, сравнительно с другими архиереями; при этом ему было предписано, что «грузинских духовных ни посвящать, ни определять он не может, заграницу отпускать также, наград им выдавать также», донося обо всем Св. Синоду. Тогда же Роману, по его личной просьбе, была выдана «пристройная карета» с четырьмя лошадьми и архиерейское облачение «не из богатого, но из посредственного убору», с предупреждением, что все это дается ему на первый случай, а впредь ему... дачи не будет, и в том бы он надеяния не имел». 2-го мая 1735 г., за теснотою Саввина подворья, Роману было предложено жить на подворье Иверского монастыря, а за отказом Романа, отведено было ему помещение на подворье Кирилло-Белозерского монастыря (в Кремле). В марте 1736 г. Роман просил о разрешении устроить у себя (в Грузинах, куда он перешел из Кирилло-Белозерского подворья), за отдаленностью его от местожительства от Москвы, полотняную церковь для посвящения ставленников, но вместо того, без разрешения Св. Синода, построил деревянную церковь, которую Св. Синод, по его просьбе, разрешил освятить с напоминанием, что, однако, «он подлежал бы, собственно говоря, немалому штрафу, но что оное для его иностранства ныне по снисхождению Св. Синодом оставляется».

В 1738 г. Роман снова уехал в Грузию. В следующем году фамилия Эристовых-Арагвских пала жертвою свирепых нравов грузинских феодалов. Иессей, брат Ксанского эристава Шанша, старого врага Арагвских эриставов, был ограблен Арагвским Эриставом Бардзимом, братом Романа. Тогда Шанша с наемным войском из лезгин осадил Ананурский замок, после продолжительной осады взял его и разграбил, «порубив их (Эристовых-Арагвских) фамилию до последнего человека без остатку». Роман бежал сперва в Имеретию, где скитался около 8 месяцев, а затем пробрался в Кизлярскую крепость и, находясь в крайней нужде, просил в 1740 г., через свою сестру Анну, о разрешении прибыть в Москву и о принятии его в русское подданство.

По получении разрешения, он приехал в Москву в июне 1741 г. Для его местопребывания Св. Синод назначил сперва Троице-Сергиевскую Лавру, но после двукратной просьбы м. Романа перевел его в 1743 г. в Чудов монастырь на прежний оклад. 11-го июля 1744 г. Роман принимал участие в торжественном богослужении в Успенском соборе по случаю заключения мира с немцами. Перенеся в 1748 г. тяжелую и продолжительную болезнь, Роман просил 26-го августа об увольнении его в Грузию, в Давидо-Гареджинский монастырь, чтобы «там посхимиться и положить свое тело». 16-го января 1749 г. Св. Синод отказал ему в этом на том основании, что он, Роман, обещал быть в России в вечном подданстве. 10-го мая 1749 г. Р. вновь просил о выезде; на этот раз просьба его была удовлетворена, и он тотчас же уехал в Грузию.

Возвратился он в Россию в 1752 г. Опасаясь, чтобы крест св. Нины, ввиду опасного политического положения Грузии, не попал в руки неверных, Роман тайно, без ведома царей, взял его с собой и передал царевичу Бакару. Проезжая тогда же, в мае, через Кизлярскую крепость, Роман подал тамошнему губернатору обширное «письменное объявление об обстоятельствах царя Теймураза и Ираклия» (о походах в Персию грузин и поражениях их).

Скончался Роман в городе Черном Яре, 30-го января 1753 г., по дороге в Москву, а погребен был, по завещанию, в Астрахани, в местной соборной Успенской церкви, епископом Астраханским Илларионом, 13-го марта.

Роман был настоящим «книжником», богословски и вообще очень начитанным и образованным, Еще в 1715 г. он переписал псалтирь. В 1745 г. написал прекрасное сочинение под названием: «Tintili ğağadebiça» – «Гусли славословные», или «Кимвал взываний», или просто – «Цымбан» песнопений, состоящее из свидетельств из Ветхого и Нового Завета против распространившихся лжеучений и утверждения в вере «сладким гласом» Александра, сына Арчила (ум. 1762 г.). В 1738 г., в Москве, переписал он ряд житий грузинских святых: Евстафия, Трифона, Давида Гареджинского и др. Позже он переписал еще «Клемакс» св. Иоанна Синаита.

На его средства были переписаны и принесены в дар Гареджинскому монастырю следующие книги: 1) в 1749 г. – рукописный сборник, заключающий в себе: а) «Аскетикон» св. Ефрема Сирина, в 2-х книгах; б) «Лавсаикон» Палладия, епископа Каппадокийского; в) «повествование о монашеской жизни» св. Кассиана и г) «повествование о 8-ми нечистых помышлениях», его же; 2) в 1742 г., в Москве Праздничная Минея на весь год с послесловиями в честь Грузинских святых (рукопись украшена инициалами, разноцветною каймою и иллюстрирована миниатюрными изображениями, исполненными золотом и красками в духе русской живописи). Без сомнения, он принимал участие и в печатании Грузинской Библии, вышедшей в 1744 г. в Москве.

Дело Св. Синода, за 1758 г., № 313; за 1732 г., № 256; Дело Архива Главного Управления Закавказского края, связка 91, № 819; Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией, т. I, стр. 33; т. V, стр. 1075, 1086; Полное Собрание постановлений и распоряжений по Ведомству Правосл. Исповедания, т. I (1748 г.) № 338, стр. 322; № 480, стр. 455; т. II (1744 г.), № 684, стр. 166; т. VII (1730–1732 гг.), №№ 2285, 2286, 2364; т. VIII (1733–1734 гг.), № 260; т. IX (1736 г.), №. 2993, стр. 322–323; т. X (1738 г.), № 3264, стр. 96; Описание документов и дел, хранящихся в Архиве св. Синода, т. II, ч. 2-ая (1722), № 769, стр. 9–12; т. V (1725), № 115, стр. 194–196; т. XII (1732), № 370, стр. 717–724; т. XIV (1734), № 7, стр. 30; № 8, стр. 31; № 24, стр. 47; № 44, стр. 67; № 108, стр. 131–183; № 336, стр. 441; т. XV (1735), № 49, стр. 95; № 340, стр. 474–475; № 431, стр. 612–613; № 128, стр. 166–167; т. XVI (1736), № 200, стр. 234; прил. XXXII, стр. 819, 820–822, 825, 826; т. XX (1740), № 519, стр. 518–523; т. XXIII (1743), № 243, стр. 335, 336; Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском Архиве Минист. Юстиции, т. IX, стр. 327; Переписка, на иностранных языках, Грузинских царей с Российскими Государями, от 1639 г. по 1770 г., СПб., 1861 г., изд. Акад. Наук, стр. 153–155, 177–179; Описание рукописей Церковного музея Духовенства Грузинской Епархии, кн. I, Тифлис, 1903 г., №№ 149, 160, 152, 154, 161, 164; кн. III, Тифл. 1908, № 914; Histoire de la Géorgie depuis l'antiquité jusqúau XIX-e siècle, par M. Brosset, часть II, СПб., 1856 г., стр. 114–138, 577–601; С. M. Coловьев, История России (изд. Общ. Пользы), т. IV, стр. 703–706; Wakhoucht, Description de Géorgie; Записки Общества любителей кавказской археологии, Тиф. 1875, кн. I, статья Д. Бакрадзе: Кавказ в древних памятниках христианства, стр. 26, 130 (Акты, собранные Кавказской Археографической Комиссией, т. V); П. Г. Бутков, Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г., ч. I, СПб. 1869, изд. Акад. Наук. стр. 389, 390; ч. III, стр. 88, 90, 542; Прибавление к С.-Петербургским Ведомостям, от 23 ноября 1753 г.; кн. П. В. Долгорукий, Российская родословная книга, ч. III, стр. 61; А. С. Хаханов, Грузинские дворянские акты и родословные росписи (Материалы для истории Грузии). М. 1893, прил., стр. XX; Утверждение Русского владычества на Кавказе, т. I, Тиф., 1901 г., стр. 36; Памятники времен утверждения Русского владыч. на Кавказе, вып. I, Тиф., 1901 г., стр. 90; П. Иосселиани, Описание древностей города Тифлиса, Тифлис. 1866, г., стр. 123–129, 219, 270; Его же, Описание древностей гор. Душета, стр. 45; Г. Садзагелов-Ивериели, Ананурский Успенский Собор, стр. 10, 11 (оттиск из «Древностей Восточных»); А. Натроев, Мцхет и его собор Свэти-Цховели, Тиф. 1901, стр. 130, прим.; M. Caбинин, Житие и апостольские подвиги св. равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, стр. 8, 9, прим.; М. Г. Джанашвили, К материалам по истории и древностям Грузии и России, Тиф., 1912, стр. 9, прим.; А. С. Хаханов, Очерки по истории грузинской словесности, вып. III (литература XIII–XVIII в.в.), М. 1901 г., стр. 325; Летопись Грузии. Юбилейный сборник к 300-летию царствования Дома Романовых, державных покровителей грузинского народа, 1613–1913, т. I, Тифл. 1913, изд. князя 11. I, Туманова, под ред. Б. С. Эсадзе, стр. 75, прим. 111.

Комментарии для сайта Cackle