А.А. Половцов

Источник

Пащенко, Марья Дмитриевна

Пащенко, Марья Дмитриевна (урожденная Новицкая) – артистка Императорских СПб. театров; род. в 1815 г., воспитывалась в Театральном училище, где изучала хореографическое искусство под руководством балетмейстеров Дидло, Огюста и Титюса. По окончании курса была принята в балетную труппу и в первый год службы исполняла вторые роли в тогдашних балетах «Марс и Венера», «Амадис», «Фюльберт» и «Венецианские забавы». В сезон 1834 г. на сцене недавно пред тем открытого Александровского театра была поставлена опера «Фенелла», в которой пантомимную роль Фенеллы (немой) поочередно исполняли Телешова и Новицкая.

Хотя преимущество в отношении художественности исполнения было на стороне Телешовой, но публика отдавала полное предпочтение Новицкой-П., на стороне которой была молодость, красота и самая обворожительная грациозность. «После первого представления (Фенеллы), – говорит Вольф, – имя Новицкой сделалось знаменитым, и у ее прелестных ножек очутился целый рой поклонников, просящих, конечно, не руки и не сердца, но готовых на всевозможные жертвы». Слава ее, однако, была очень непродолжительна. Вышедши замуж за известного драматического артиста Н. О. Дюр, П. вскоре перешла на пантомимные роли благородных матерей и знатных дам, а с приездом Тальони совершенно стушевалась. Задумав перейти в драматическую труппу, П. стала учиться драматическому искусству под руководством А. М. Каратыгиной и 2-го июля 1840 г. дебютировала в роли Антигоны в трагедии Озерова «Эдип в Афинах» и обнаружила довольно хорошее умение читать и держать себя на сцене. В труппе П. заняла амплуа первой драматической артистки, исполняла роли «Эсмеральды», «Гризельды», Луизы («Коварство и любовь» Шиллера), Каролины («Отцовское проклятие») и др. Не обладая большим талантом, П. могла справляться только с такими ролями, которые не требовали большого одушевления и нервной силы: впрочем, благодаря добросовестному исполнению, она имела у публики успех. Весьма посредственно образованная, лишенная огня и врожденной привязанности к искусству, П. терпеливо и вяло дослуживала срок театральной службы, мечтая получить пенсию и зажить безмятежной жизнью где-нибудь в деревенской глуши; по остроумному выражению Каратыгина, она «не могла назваться жрицей Талии или Мельпомены, а была их покорнейшей служанкой». Кроме перечисленных, П. выступала в ролях Христины («Ломоносов»), Марии («Материнское благословение»), леди Мильфорт («Коварство и Любовь»), Марины Мнишек («Смерть Ляпунова»), Марии («Дочь Карла Смелого») и др. Начиная с 1842 г. ей ежегодно давали бенефис. В ноябре 1854 г. состоялся прощальный бенефис П.; в последний раз она выступила на сцене в роли боярыни Гвоздевой («Русская Свадьба» Сухонина) и аптекарши Плакиды Львовны («Деньщик» Н. Кукольника).

По выходе в отставку П. (овдовевшая еще в 1839 г.) сочеталась браком со своим давним поклонником Александром Львовичем П. и поселилась в Волынкиной деревне (близ СПб.).

Скончалась в 1868 г.

Биография, составленная П. П. Каратыгиным (в библиотеке Историч. Общ.); A. Вольф, Хроника СПб. театров, СПб., 1877.

См. также Дюр, Мария Дмитриевна.


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle