А.А. Половцов

Источник

Павел (Моравский), митрополит Рязанский и Муромский

Павел (Моравский), митрополит Рязанский (1681–1686), один из весьма почтенных и образованных иерархов своего времени. Биографические данные о нем незначительны. В 1672 г., из игуменов Крестомаровских, он был назначен архимандритом Макарьева Желтоводского монастыря, Нижегородской епархии, где пробыл до 1675 г.; в 1676 г. был рукоположен в сан епископа и поставлен архиепископом Коломенским и Каширским, затем (6 сент. 1681 г.) – Суздальским и, наконец (в ноябре 1681 г.), – митрополитом Рязанским; через пять лет после занятия митрополичьей кафедры он умер в ночь на 5 сентября 1686 г. в Рязани.

Из выдающихся событий, совершившихся в Рязанской области в его правление надо упомянуть: выделение из Рязанской епархии двух новых епархий – Тамбовской и Воронежской (1682), построение в Переяславле Рязанском (нынешней Рязани) – Симеоновского монастыря для странноприимства и начало построения Рязанского Успенского собора, самого замечательного доныне здания в городе Рязани. В истории русской духовной литературы Павел оставил по себе память своей замечательной грамотой к архимандриту Богословского мон. Иосифу и келарю Солотченского мон. Пахомию, написанной им вскоре по занятии митрополичьей кафедры. Поводом написания этой грамоты послужило то, что при объездах епархии Павлом было замечено много нарушений церковных правил и обрядов, установленных «новоизданными Московского государства печатными книгами и соборным чиновником, иже учинен в 1683 году». Не находя в себе одном достаточно сил для утверждения веры в пастве, «не могуще», как говорит грамота, «вся грады и веси нашея епархия за множество устноглаголательне научити», Павел обращается к лицам, доверенным и известным преданностью церкви с целью привлечь их к содействию в исправлении того, что «за неведением или невежством в седьми тайнах церковных обрящется деемое не по преданию и уставу церковному». Далее, основываясь на Священном Писании, он излагает те ошибки и заблуждения в церковных обрядах, которые были распространены в Рязанской области. Грамота 1683 г. осталась единственным образцом богословской и проповеднической деятельности Павла; она дает ясное понятие как об этой деятельности, так и о самом митрополите, изображая его знатоком церковных правил, хорошим начетчиком Священного Писания и человеком, понимающим нужды области. Эту характеристику можно дополнить сведениями, почерпнутыми из других источников; из них видно, что Павел был хорошим оратором, что говорил проповеди обыкновенно без книги, как это было принято, – «яко всем дивитися его ученью».

«Материалы для истории Рязанской епархии, Павел Моравский» («Рязанские епарх. ведом.» 1879, стр. 465–468); Тих. Воздвиженский, «Историческое обозрение Рязанской иерархии» (Москва, 1820, стр. 169–188); преосв. Филарет «Обзор русс. дух. литературы» (I, № 236); преосв. Амвросий, «История росс. иерархии» (1807, I, 246, 182, 133); Н. Д. «900-летие русс. иерархии 988–1888» (Москва, 1888, стр. 36, 44, 46); П. Строев, «Списки иерархов» (СПб., 1877, стр. 613, 622, 657, 416, 1032); Упоминания о митрополите Павле см. в «Дополнениях к Актам историческим» (т. IX и X); в «Сборнике церковно-историч. и статистич. сведений о Рязанской епархии», арх. Макария (Москва, 1863, стр. 106, 116, 132–134); в «Выходах царей» П. Строева (стр. 689); Грамота 1683 г. напечатана у Воздвиженского (стр. 171–181) и в «Древних грамотах и актах Рязанского края» А. Н. Пискарева (СПб., 1854, № 51).


Источник: Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. - Санкт-Петербург : Имп. Рус. ист. о-во, 1896-1913. / Т. 13: Павел, преподобный - Петр (Илейка). - 1902. - [2], 711 с.

Комментарии для сайта Cackle