А.А. Половцов

Никифоров, Николай Матвеевич

Никифоров, Николай Матвеевич, артист московской труппы Императорских театров. Н. род. 31-го мая 1805 г. в Мценске Орловской губернии, умер в Москве 23-го июня 1881 г. Детские годы Н. прошли в Москве, где отец его служил чиновником в Сенатском департаменте, а мать Мария Ивановна была артисткой Императорского театра на ролях чиновниц и деревенских барынь. После кратковременного пребывания в Никитском начальном училище мальчика Н. летом 1817 года поместили в число казеннокоштных воспитанников Московского театрального училища, так как он рано обнаружил страсть к театру. Здесь он сблизился с будущими знаменитыми артистами П. Г. Степановым и Живокини. Будучи воспитанником школы, Н. не раз выступал в детских ролях на сцене. В 1821 г. ему пришлось заменить заболевшего актера, игравшего роль подьячего Грабилина в «Семействе Старичковых», и этот спектакль имел для него решающее значение: с этих пор ему стали поручать более значительные роли: Климыча в «Богатстве» Кутейкина – в «Недоросле» и др. Тогда же определилось и его основное амплуа. Выпущенный из школы в мае 1824 года на оклад в 600 рублей в год, Н. вступил в труппу почти вполне готовым артистом, и с этого времени начинается его служение драматическому искусству, продолжавшееся 57 лет. Первая сыгранная им большая роль – подьячего Грабилина – послужила прототипом для всех остальных его ролей. По словам А. Ярцева, «крапивное семя» всевозможных сортов, подьячие всех возрастов и наклонностей, мелкие чиновники и вообще «ловкие людишки», все, что в жизни стоит на задних планах, обладая вместе с тем характерными признаками, все это нашло в Никифорове своего изобретателя и толкователя. Областью его были комедия и водевиль, где он создал целую галерею типов, и даже из ничтожных ролей, вроде г-на N. в комедии «Горе от ума», умел извлечь и представить материал для яркого образа. К числу таких второстепенных ролей, десятки лет остававшихся в репертуаре Никифорова, принадлежит роль Кутейкина. По словам критики, лицо Кутейкина доведено было им до возможной живости и правды. Такой же художественной ролью была у него и роль подьячего в «Параше Сибирячке». По свидетельству современников, Никифоров был «человек крайне симпатичный, умный, добрый и находчивый, но робкого десятка». При всех положительных качествах Н. как артиста и как человека, его понимали плохо и мало ценили: публика часто относилась к нему безразлично. «Странная участь этого замечательного актера», говорит один критик 1860-го года: «имея в репертуаре своем много художественно исполненных ролей, он очень редко награждается рукоплесканиями и вызовами публики...» Было, однако, у Н. и немало почитателей. Когда его заменили Федотовым в роли Бобчинского, в критике раздались протесты и требование не мешать московской публике «смотреть и насматриваться на одного из ее старых, неизменно верных ей и своему делу любимцев». 21-го мая 1874 года Никифоров отпраздновал полувековой юбилей своей артистической деятельности. Выступил он в этот день в роли Бобчинского и в водевиле «Школьный учитель», в котором сыграл роль Галиматьяса. Еще семь лет после юбилея до последних своих дней, т. е. до 23-го июня 1881 года, Н. служил сцене. Он умер на 77 м году жизни и похоронен в Москве, на Лазаревском кладбище, вблизи могилы Сандунова.

«Драматический Альбом» Москва 1850; А. Ярцев, «Николай Матвеевич Никифоров, актер Московского театра» – биографический очерк в «Ежегоднике Императорских Театров». Сезон 1897–1898 гг., кн. 2-ая; «Искусство» 1860 г., №2; «Московск. Ведом.» 1861 г., № 110; 1862 г., № 99; 1874 г., № 126; «Антракт» 1866 г., №№ 15 и 40; 1867 г., № 18; «Голос» 1867 г., № 141 (статья С. П.) «Отечеств. Зап.» 1874 г., т. CCXIV, №№ 5–6, стр. 90–100; «Петерб. Газета» 1874 г., № 79; «Современные Известия» 1874 г., № 128; «Русский Архив» 1876 г., кн. III, стр. 128: Заметка В. И. Родиславского: «Шрам на голове русского артиста (Н. М. Н-а)»; «Новое Время» 1881 г., № 1911; «Дневник Артиста» 1892 г., № 5, стр. 29–31 (Воспоминания M. H. Лаврова).

Комментарии для сайта Cackle