Никитин Гурий, иконописец
Никитин, Гурий, костромич, жалованный царский иконописец. В 1660 г. был вызван для работ на Москву; в 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Св. Троицы. В продолжение 1661–1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, так как были вызваны на Москву. Здесь летом 1664 года Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у Государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., он работал по возобновлению стенной росписи Архангельского Собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Макария, патриарха антиохийского: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «преч. Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты». Успешно закончив эту работу, Гурий Никитин был отправлен, по челобитью игум. Саввы, в Данилов Переяславский монастырь для окончания стенной росписи монастырской церкви, но в июле того же года уже был вытребован в Москву для поправки стенного письма в церкви Григория Неокессарийского. В 1670 и 1671 гг. он вместе с другими ярославскими и Костромскими иконописцами писал заново стенное письмо в строившемся тогда Успенском соборе в Ростове; в 1671 же году Никитин вместе с иконописцем Силой Саввиным, «как самые добрые мастера», там же написали для Государя две иконы: «похвалы преч. Богородицы полное, да собор пресв. Богородицы полное». В 1678 г., работая на Москве при Посольском дворе, Гурий бил Государю челом о своем переводе из кормовых иконописцев в жалованные; благодаря хорошему отзыву Сим. Ушакова о его работах, просьба эта была удовлетворена. В 1680 г. под его руководством была исполнена стенопись в церкви Ильи пророка в Ярославле, а в 1685 г. – в Костромском Ипатьевском монастыре. В двух последних работах, которые по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов считаются одним из самых замечательных произведений втор. пол. XVII в., Гурию принадлежала самая важная роль: он «знаменил», т. е. вычерчивал контуры всех рисунков, по которым уже доканчивали письмо другие иконописцы.
Кроме Гурия в истории русского иконописания известны еще следующие иконописцы, носившие фамилии Никитиных: Василий (1659–1664), Михаил – кормовой иконописец (в 1666 г. работал в Архангельском соборе), Мокей – кормовой московский иконописец (1666–1668), Федор – кормовой иконописец меньшой статьи (1659–1670) и др. Все они работали в Москве под руководством Сим. Ушакова.
И. Забелин. «Материалы для истории русского иконописания», стр. 23, 33, 52–53, 63, 66, 88, 92–95, 96, 101, 121–123, 126–128; Д. Ровинский, «История русских школ иконописания», стр. 166; Г. Филимонов, «Симон Ушаков». M., 1873 г., с. 47; H. Покровский, «Стенные росписи в древн. храмах», M., 1890 г., с. 123–125, 166; его же, «Очерки памятников христ. иконографии». СПб., 1900 г. с. 405–411.