А.А. Половцов

Лосенко, Антон Павлович

Лосенко, Антон Павлович, портретист; род. 30 июля 1737 г. в гор. Глухове, Черниговской губ., в зажиточной крестьянской семье. Рано лишившись родителей, семилетним ребенком, он попадает какими-то судьбами в придворные певчие. В 1753 г. мальчик «спал с голоса» и был отдан в обучение живописи к крепостному гр. Шереметева – И. Аргунову, известному нашему портретисту. У него Лосенко пробыл 5 лет и пять месяцев; в конце же 1759 г. повелением императрицы Елизаветы он был отдан в Академию Художеств. Здесь он работал недолго, так как уже в сентябре 1760 г. был отправлен «для усовершенствования» в Париж, где занимался под руководством Рету. Зимою 1762 г. Лосенко возвратился в Петербург, пробыл здесь полгода, а затем был вторично командирован в Париж. В этот приезд он занимался у Диена. В Париже он пробыл до конца 1765 г., когда для завершения своего художественного образования был отправлен в Рим. Здесь Лосенко работал уже самостоятельно, много копировал «антиков» и старых итальянских мастеров. В 1769 г. он возвратился в Россию, был произведен из назначенных в академики, адъюнкт-профессора, а затем в профессора и сделался одним из самых дельных членов Академии. Скончался Лосенко 23 ноября 1773 г.

Как художник Лосенко когда-то очень чтился, считался «славнейшим», «гением» и т. п. Потом пришла пора, когда он казался слабейшим эпигоном, жалким копиистом. В настоящее же время художественная ценность творений Лосенко рисуется в таком виде: самое живое и ценное из созданного им – это портреты и небольшой жанр «В мастерской живописца». В этих произведениях художник свободно отдавался своему вдохновению, творил свободно, вне всяких теорий, и поэтому они до сих пор «живут» и не бледнеют перед такими сильными соперниками, как холсты Левицкого, Боровиковского и Рокотова. Далее идет группа умелых «академий»: «Каин», «Авель», этюды натурщиков. В этой области большую услугу оказало художнику внимательное изучение античных статуй и анатомии. Остаются еще академические композиции, столь известные и восхваляемые в старые годы – «Жертвоприношение Авраама», «Владимир и Рогнеда» и др. Ныне они не представляют никакой художественной ценности, так как являются не всегда удачным пересказом полотен французов и итальянцев XVII–XVIII вв.; но зато за ними большое историческое значение – они являются первыми вехами когда-то сильного, имевшего огромное влияние на судьбы русского искусства, академизма.

Кроме названных произведений, Лосенко принадлежат еще следующие: «Прощание Гектора с Андромахою», «Товия с Ангелом», «Св. Апостол Андрей Первозванный», «Сумароков» и «Волков» (находится в Имп. Академии Художеств), «Шумский», «Г-жа Хлюстина», «Чудесный улов рыбы» (в Русском Музее имп. Александра III), этюд с натурщика, «Скорбящим Помощница», «В мастерской живописца», второй этюд с натурщика (в Третьяковской галерее), «Л. Геннингер», «Волков» (второй экземпляр), «Автопортрет» (в Румянцевском музее), третий этюд с натурщика, «Явление ангелов пастухам» (собр. И. Е. Цветкова, в Москве).

Чекалевский, «Рассуждение о свободных художествах», 1792. – «Северный Вестник», 1804, ч. I. – Reimers, «L'Académie Impériale des Beaux Arts en 1807». – «Северные цветы», 1826 г. – «Краткое описание предметов, составляющих русский музеум Павла Свиньина», 1829 г. – А. Оленин, «Краткое историческое сведение о состоянии Имп. Акад. Художеств», 1829. – «Художественная Газета», 1838 г., № 12. – Андреев, «Живопись и живописцы главнейших европейских школ», 1857. – «Северное сияние», ч. III. – «Сборник материалов для истории Имп. Акад. Художеств», указатель к ним Юндолова. – Сочинения Державина и Сочинения В. И. Майкова, 1867. – А. И. Сомов, Каталог соб. Имп. Академии Художеств, 1874. – Бар. Н. Н. Врангель, «Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Академии Художеств», 1908. – И. Остроухов и С. Глаголь, «Третьяковская галерея», изд. Кнебель. – А. Бенуа, «Русский музей Имп. Александра III», изд. Кнебель. – Бар. Н. Н. Врангель, Каталог Русского музея имп. Александра III. – Романов, Румянцевский музей, изд. Кнебель. – Петров, Каталог портретов выст. 1870, альбом снимков с этой выставки Лушева. – «Исторический альбом портретов известных лиц XVI–XVIII вв., фотографированы и изданы художником А. М. Лушевым», СПб., 1870. – Бар. Н. Н. Врангель, Каталог портретов выст. 1902 г., каталог портретов выст. 1905 г. – «Сборник Имп. Русского Истор. Общ.», т. 17. – Новицкий, «История русского искусства» – А. Бенуа, «Русская школа живописи». – Его же, «История русской живописи».

Комментарии для сайта Cackle