А.А. Половцов

Логановский, Александр Васильевич

Логановский, Александр Васильевич, родился в Москве в 1812 г., в семье священника. Осенью 1821 г. поступил в Имп. Академию Художеств, где с успехом проходил курс под руководством Демут-Малиновского. В 1831 г. ему было объявлено удовольствие совета за благонравное поведение и дана первая серебряная медаль «за лепление с натуры»; в следующем году он получил первую серебряную медаль за исполнение программы «Юпитер и Меркурий посещают Филимона и Бавкиду», а в 1833 г., получив при окончании курса 2-ю золотую медаль за «Гектора, упрекающего Лариса в бездействии», и звание классного художника, Логановский был оставлен при Академии для усовершенствования. В 1837 г. он был награжден первой золотой медалью за статую «Играющий в свайку» (ныне экземпляры в Имп. Академии Художеств и Музее имп. Александра III), которая в 1838 г. по Высочайшему повелению была отлита из чугуна и поставлена, вместе со статуей Н. С. Пименова «Парень, играющий в бабки», перед Царскосельским Александровским дворцом; Пушкин посвятил ей стихи:

«Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,

Строен, легок и могуч, тешится быстрой игрой.

Вот товарищ тебе, Дискобол! Он достоин, клянуся,

Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать!»

В том же году скульптор отправился пенсионером Академии в Рим, куда и прибыл в октябре 1837 г. В Риме Логановский много работал по заказам двора и частных лиц. Его товарищ по заграничной командировке, Н. Рамазанов оставил о нем следующие строки: «Мне особенно памятен А. В. Логановский в бытность его в Риме... Доброта, обязательность и радушие составляли природные черты Александра Васильевича, который одинаково был любим всеми; товарищи прозвали его патриархом... Запоздает ли, бывало, прийти к кому вексель, понадобятся ли кому из нас неожиданно деньги... к кому обратиться? – к Логановскому. После заутрени, в Светлое Христово Воскресенье, к кому идут из посольской церкви все русские художники разговляться? К Логановскому. Трудолюбивый, постоянно веселый, страстно любивший толковать о политике, он пользовался общим расположением; любил жить в полном удовольствии, которое постоянно готов был разделять с близкими; лучшего распорядителя при встрече или проводах товарища хлебом-солью мы между собою не знали».

В 1844 г. Академия «за отличные работы, известные Его Высочеству президенту, кенференц-секретарю Академии и членам совета» признала его академиком «без задачи особых программ». В 1845 г. скульптор вернулся в Россию, и сразу по приезде весь отдался работе над произведениями, предназначавшимися для воздвигавшихся тогда храмов: Св. Исаакия Далматского в С.-Петербурге и Христа Спасителя в Москве; последние десять лет его жизни были всецело заняты этими работами, которые доставили ему профессорство.

Скончался Логановский в Москве 18 ноября 1855 г. Как творец, Логановский принадлежит к очень многочисленной и типичной группе русских скульпторов 1830–1850 г. Силы, давшие русскому искусству Шубина, Козловского и Мартоса, уже иссякли, и на долю последователей-учеников выпала неблагодарная роль эклектиков, популяризаторов художества учителей. Только, в связи с настроением времени, темы становятся более тривиальными (особенно любимы темы в народном духе); мастерство, теряя строгость и изысканность старины, превращается в холодное и ловкое уменье, и в большинстве случаев, громоздкие композиции отдают явным сочинением. Но надо отдать справедливость, что среди произведений этой школы встречаются вещи очень хорошо задуманные и очень декоративные, как, напр., некоторые работы Логановского в храме Христа Спасителя.

Известны следующие его работы: «Абадонна» (исполн. в Риме для цесаревича Александра Николаевича); «Мальчик, ловящий мяч» (неокончена); «Киевский юноша и река Днепр» (гипсовая группа); бюст гр. А. А. Закревского; две группы ангелов для Александровского зала Кремлевского дворца; две группы для колоссальных часов Кремлевского дворца – «Св. Георгий на коне» и «Минин и Пожарский» (с Мартоса); 12 медальонов для 3-х колоколов Исаакиевского собора, изображающих четырех Евангелистов, четырех Святителей Российских – Петра, Алексея, Иону и Филиппа, Св. Сергия Радонежского, вел. князя Александра Невского, Равноапостольного кн. Владимира и Исаакия Далматского; барельефы – «Избиение младенцев» и «Явление ангелов пастухам» для того же собора; скульптуры для храма Христа Спасителя на западной стороне, в кругах изображения Св. Александра Невского, Николая Чудотворца, Николая Блаженного Новгородского, Праведной Елисаветы; над средними вратами, при арке и над нею, два ангела с распростертыми крыльями, держащие хартию с надписью: «Господь сил с нами» над вторыми вратами два ангела с церковными хоругвями; над третьими – два ангела со знаменами; при четвертой арке – Арх. Гавриил, с лилией в руке, и Арх. Уриил, с пламенем в руке; при пятой арке – Арх. Иегудиил, со златым венцом в руке, и Арх. Варахиил, с цветами в руке; на западной же стороне два больших барельефа – «Посаждение Соломона на престоле Давидовом» и «Давид, в собрании вельмож, передает Соломону чертежи храма»; на восточной алтарной стороне большой барельеф – «Рождество Христово и Поклонение Пастырей»; на южной стороне, в среднем кругу, образ Пресвятой Богородицы Смоленской, Святых Романа, кн. Рязанского, ап. Фомы, Иоанна Крестителя, Ионы, архиепископа Новгородского; на этой же стороне, ниже, при средней арке – «Явление Арх. Михаила Иисусу Навину»; при второй арке – «Моисей и Мариамна»; при третьей арке – «Варак и Девора»; на той же стороне большие барельефы – «Авраам, возвращающийся с союзниками после победы над царями, сречаемый Мельхиседеком» и «Давид, идущий в Иерусалим, после победы над Голиафом и сретаемый ликом жен»; на четвертой стороне, при средней арке, – «Св. Апостолы Петр и Павел» и большие барельефы: «Преподобный Сергий благословляет на брань вел. кн. Дмитрия Донского и дает ему Пересвета и Ослябя» и «Преподобный Дионисий, благословляющий кн. Пожарского и гражданина Минина на освобождение Москвы» и некоторые скульптуры для храма Св. Пантелеймона.

Архив Имп. Академии Художеств, дела № 110 за 1834 г., № 61 за 1836 г., № 136 за 1836 г. и № 171 за 1848 г. – Отчеты Имп. Академии Художеств за 1845–46 г., 1848–49. – П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. Академии Художеств за сто лет», т. II, стр. 260, 264, 291, 304, 305, 307, 343, 365, 441, 445; т. III, стр. 18, 21, 27, 62, 70, 80, 88 и 166. – «Московские Ведомости», 1855 г., № 147 и 1856 г., № 14. – Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVII, стр. 894. – «Выставка в Имп. Академии Художеств в 1833 г.», стр. 4. – Ю. Б. Иверсен, «Медали в честь русских государственных деятелей и частных лиц,» т. I, стр. 369. – Н. Рамазанов, «Материалы для истории худож. в России», т. I, стр. 59–63. – Бар. Н. Врангель, «Русский Музей Имп. Александра III», т. II, стр. 519, 520. – Его же, «Каталог старинных произведений искусств, хранящихся в Имп. Академии Художеств». Изд. журн. «Старые Годы», 1908, ч. I, стр. 111–112.

Комментарии для сайта Cackle