А.А. Половцов

Лишин, Григорий Андреевич

Лишин, Григорий Андреевич, композитор и поэт; сын генерал-майора, родился в Петербурге 23 апреля 1854 г., ум. там же 15 июня 1888 г. Первоначальное образование получил дома, а музыкальное под руководством матери, ученицы Шопена. На 13 году он поступил в училище Правоведения, которое окончил в 1875 г. одним из лучших учеников, но этой специальностью он не воспользовался, как и не помышлял о служебной карьере, хотя два года служил в иностранной цензуре (1878–1879 гг.). Тяготение он имел к музыке, которая была ему родственна и которой он всецело отдался, обогатив ее многими произведениями. После матери учителями музыки его были Гарднер, Нагель, Гензельт и Н. Ф. Соловьев. Лишин обладал широкою талантливостью и живым, нетерпеливым характером. Если что мешало развитию его талантливости, то именно живость его характера, его темперамент и отчасти некоторые условия воспитания. Ему все легко давалось, и это заставляло его относиться нередко небрежно к подготовительным работам, составляющим необходимый фундамент для всяких прочных шагов вперед. Тем не менее он достиг того, что игра его, не будучи виртуозною в действительном смысле слова, отличалась большою законченностью техники. Уменье владеть фортепьяно дало, без сомнения, первый толчок дремавшим композиторским способностям Лишина и вместе с тем помогло его быстрым салонным успехам. Уже 9-ти лет он играл в концерте, а 13-ти лет выступил публично как пианист, как солист на корнете и как аккомпаниатор таких светил вокального мира того времени, как Тамберлик и Нантье-Дидье. Лишину принадлежит честь введения в России мелодекламации, т. е. декламирования поэтических произведений под аккомпанемент рояля. Было признано, что своей декламацией Лишин «внес определенность и тождество поэтических и музыкальных идей» и «что музыкальное сопровождение при его декламации близко иллюстрировало текст». Особенно удачно им декламировались стихотворения Лермонтова «Спор» и гр. Толстого «Колодники». По окончании училища Правоведения Лишин поступил вторым капельмейстером в Харьковскую оперу. Здесь он дирижировал (в 1875 и 1876 гг.) операми «Жизнь за царя», «Русалка», «Волшебный стрелок», «Фауст» и «Гугенота». После сезона он не вернулся в Петербург, как рассчитывал, а поддавшись живости своего характера, составил небольшую труппу, названную им «летучей», и объехал с нею юг и восток России, знакомя с русскою оперною музыкою те глухие уголки провинции, которые до этой попытки не имели никакого понятия об опере вообще. Эта попытка Лишина имела несомненно свою цену и принесла долю пользы обществу в деле его музыкального образования. Лишин к дирижированию имел особенную склонность и любил выступать во главе оркестра всегда, когда только ему представлялся случай. Так, в 1878 г. дирекция Московского театра заказала ему аранжировку Оберновской оперы «La part du diable» для московского Малого театра, и он сам дирижировал при ее постановке. В том же году, и опять в Москве, была им поставлена оперетта «Под ясным небом Испании», которая выдержала 14 представлений сряду; музыка ее послужила для некоторых сцен оперы, написанной им уже впоследствии под названием «Испанский дворянин» (Дон Сезар де Безан), шедшей с полным успехом в Киеве (1888 г.). Эту оперу в переводе на итальянский язык предполагали поставить в Одессе вместе с другой его оперой, не вполне обработанной, на сюжет «Цыган» Пушкина. Кроме двух названных опер, Лишину принадлежит еще третья – «Граф Нулин», написанная, как и большинство его произведений, в мелодичном стиле, и неоконченная опера «Бахчисарайский фонтан». В жанре комической оперы Лишин обнаружил большой талант, и если бы не преждевременная смерть, ему, быть может, суждено было бы положить у нас прочную основу этому роду музыкальных произведений. Кроме опер, Лишин составил симфоническую поэму для оркестра «Салимская гетера», написанную на текст В. Крестовского; отрывки «Реквиема», кантату «Вещий Олег», «Торжественный марш», две сюиты для оркестра а capella, – большое количество романсов и несколько фортепьянных пьес. Все они отличаются мелодичностью и несомненною грациею, а также уменьем дать достаточно яркие музыкальные образы. В этом роде особенно выдаются его баллады «Она хохотала» и «Колодник». Из романсов особенно популярны: «Первая любовь», «Дождя отшумевшего капли» и «Нельзя поверить». Последним напечатанным из его произведений был романс «Слеза дрожит». Позднейшею его крупною вещью была музыка к прологу и живым картинам, написанная для открытия Одесского театра. Немаловажной заслугой Лишина являются переводы оперных либретто. Их он перевел до 40 (Африканку, Джиоконду, Кармен, Мефистофеля и др.). Известно, что переводы либретто были у нас в большом пренебрежении и поручались первому встречному, даже и безграмотному. Лишин показал, что и переводам оперных либретто можно дать смысл, а подчас и поэзию. К своим операм он писал всегда сам тексты, и они отличаются литературными достоинствами.

Лишин занимался и поэзией. Им написано немало стихотворений, напечатанных в разных ежедневных газетах и музыкальных органах («Полярной Звезде», «Звезде», «Гражданине» и др.). Писал он под псевдонимом «Нивлянского», заимствованном от села Нивного, Черниговской губ., где находилось их родовое имение. Из его стихотворений особенно выдаются «Королевская месть» и «Памятнику Глинке», читанное им с большим успехом в Смоленске на торжестве открытия памятника. Наконец, Лишин занимался и музыкальной критикой, но в этой области он ничем не выдавался, тем более, что его постоянные поездки в разные концы России мешали его журнальной деятельности.

«Памяти Григ. Андр. Лишина» (Биограф. очерк), Самара, 1893 г. (здесь полный перечень всех его музыкальных и поэтических произведений). – «Памяти Григ. Андр. Лишина. Материал для его биографии. Изд. А. В. Мазаракия. Одесса, 1888 г. – Чешихин, «История русской оперы», стр. 358–360, 394, 395, 500, 519. – Д. Д. Языков, «Обзор жизни и трудов покойных русских писателей и писательниц», вып. VIII, стр. 64–65. – Некрологи в периодических изданиях за 1888 год: «Исторический Вестник», кн. 8, стр. 422–424; «Московские Ведомости», № 169; «Нива», № 28; «Новое Время» №№ 4417–4419, 4421; «Новь», кн. 17, отд. II, стр. 129; «Нувеллист», № 9.

Комментарии для сайта Cackle