Леонтий (Лебединский), митрополит Московский
Леонтий (в миру Иван Алексеевич Лебединский) – митрополит Московский; род. 22 января 1822 г., умер 1-го августа 1893 г. Сын священника села Новой Калитвы, Острогожского уезда, Воронежской епархии, начальное образование получил в Павловском духовном училище, а среднее в Воронежской духовной семинарии, в которой кончил курс с отличным успехом в 1843 году. В этом году на публичном экзамене в семинарии присутствовал Воронежский архиепископ Антоний; он так был растроган воодушевленною речью даровитого воспитанника семинарии Ивана Лебединского, что с особенным чувством благословил его и, возложив руки на голову оратора, заметно для всех, присутствовавших на экзамене, прочитал какую-то молитву. Этот знаменательный факт был предуказанием будущего высокого назначения молодого воспитанника семинарии. В этом же году Лебединский поступил в С.-Петербургскую духовную академию в число студентов XVII курса. В 1847 году молодой студент перед самым окончанием академического курса постригся в монашество с именем Леонтия, 8-го июня был рукоположен в иеродиакона, а 18-го июля – в сан иеромонаха. Сейчас же по окончании курса в академии молодой инок назначен был профессором и помощником ректора С.-Петербургской духовной семинарии, а затем в том же 1847 году инспектором и профессором богословия Киевской духовной семинарии, где и прослужил по 1852 г., когда был переведен инспектором в Киевскую духовную академию со званием экстраординарного профессора и 15 февраля 1853 г. возведен в сан архимандрита. В 1856 г. архимандрит Леонтий был назначен ректором Владимирской семинарии, в 1857 г. перемещен на ту же должность в Новгородскую семинарию, а с 17 мая 1859 г. до 5 марта 1860 г. был ректором С.-Петербургской семинарии, будучи в то же время членом конференции духовной академии и внешнего академического правления. И в академии, и в семинариях он оставил по себе наилучшие воспоминания как о талантливом наставнике, так и добром и авторитетном начальнике. Е. В. Барсов в 1893 г. писал: ученики преосвященного Леонтия «никогда не забудут нравственный образ своего учителя, особенно не забудут те, в коих зажжена им искра огня божественного». Высокие достоинства ректора С.-Петербургской семинарии по достоинству оценил и митрополит Новгородский и С.-Петербургский Григорий, человек глубокого ума и твердого характера, и, по его ходатайству, архимандрит Леонтий Высочайше утвержденным 5 марта 1860 г. определением Св. Синода был назначен Ревельским епископом, викарием С.-Петербургской митрополии; 10 того же марта состоялось наречение, а 13-го хиротония его в епископа в освященном незадолго перед тем Исаакиевском соборе. 17-го июня того же 1860 года скончался митрополит Григорий, и преосвященному Леонтию поручено было управление С.-Петербургской митрополией до прибытия нового архипастыря. Новоназначенный митрополит Исидор также оценил дарования своего викария, полюбил его и до конца жизни своей (1892 г.) сохранил к преосвященному Леонтию чувство искреннего расположения. В августе следующего 1861 года преосвященный Леонтий послан был Св. Синодом на освящение новосозданного трудами известного протоиерея Иосифа Васильева в Париже храма во имя Александра Невского, которое совершено было им 30-го августа с большою торжественностью. Произнесенное при сем случае преосвященным Леонтием слово было переведено на французский язык и напечатано. Преосвященный Леонтий был первый русский архиерей, который побывал в Европе; он очаровал как французов, так и русскую колонию в Париже своим умом и обаятельным обращением, которое, по замечанию очевидцев, ускорило переход в православие известного ученого аббата и доктора богословия Владимира Геттэ, умершего православным священником. В 1861 и 1862 годах преосвященный Леонтий состоял членом губернского присутствия по обеспечению духовенства С.-Петербургской епархии и председателем епархиального комитета по обсуждению вопросов программы Высочайше утвержденного Присутствия по делам православного духовенства, председателем историко-статистического Комитета для описания С.-Петербургской епархии и Комитета для рассмотрения положений о преобразовании духовных училищ.
20 декабря 1863 года преосвященный Леонтий назначен был Подольским епископом. В этой епархии он много сделал полезного. Им постепенно увеличено было содержание наставников духовной семинарии, улучшены школьный быт и обстановка воспитанников семинарии, для развития вкуса которых к церковной живописи открыт был класс иконописи. В 1864 году преосвященный Леонтий открыл в г. Каменце училище для девиц духовного звания и преобразовал Тульчинское женское училище, незадолго перед тем открытое по инициативе известного петербургского протоиерея В. Гречулевича, впоследствии Могилевского епископа Виталия. С улучшением материального быта духовенства он возвысил умственный и нравственный уровень его, приложив много попечения к искоренению следов униатских особенностей из религиозной, общественной и частной жизни духовенства. Своим нравственным влиянием преосвященному Леонтию удалось значительно перевоспитать духовенство Подольской епархии, хотя в письме от 10-го ноября 1872 г. к своему земляку, архиепископу Тульскому Никандру он писал, что «дух шляхетства и жидовскую меркантильность в духовенстве Подольской епархии не скоро еще выкурить можно». Для улучшения быта и просвещения народа он много потрудился в деле устройства церковных братств, приходских попечительств, церковноприходских школ и приютов. В видах ослабления католической пропаганды, он настоял на закрытии епископской католической кафедры в Каменце и католической духовной семинарии; по его же настоянию закрыты и переданы были в православное ведомство и некоторые костелы. При нем же и по его инициативе учреждены были эмеритура и окружные попечительства для заштатного духовенства, для вдов и сирот духовного звания. Архипастырская деятельность Леонтия оценена была правительством по достоинству: 8-го апреля 1873 г. он возведен был в звание архиепископа. От постоянной борьбы с полонизмом, иезуитизмом и жидовством, от разнообразных и непосильных трудов преосвященный Леонтий, по его собственным словам, «измучился и здоровье испортил».
2 октября 1874 г. преосвященный Леонтий перемещен был на Херсонскую кафедру. Послание его к пастырям и пастве Херсонской епархии от 25 декабря 1874 г. представляет литературный памятник забот преосвященного о новой своей пастве.
Не успел еще преосвященный Леонтий вполне ознакомиться с Херсонскою епархиею, начертать очень важных мероприятий, направленных к ослаблению распространившейся по епархии штунды, как 16 ноября 1875 г. состоялось перемещение его в Холмско-Варшавскую епархию, в самое главное средоточие полонизма, как испытанного стража и борца за православие. И с этого времени начинается блестящий период 16-летней архипастырской деятельности преосвященного Леонтия, подробное и обстоятельное изображение которой находится в изданных покойным П. Н. Батюшковым обширных исторических описаниях Подолии и Холмской Руси. Ему предстояла трудная и сложная задача утвердить в православной вере воссоединившихся в 1875 г. униатов с православною церковью. Для этой цели и вообще для возрождения русского духа в Холмско-Варшавской епархии и утверждения православия в Привислянском крае им увеличен был состав причтов почти при всех городских церквах, восстановлено много пришедших в разрушение во времена унии православных храмов, а равно устроено много новых; возобновлены в Холме и Замостье православные братства, открыто при Варшавском кафедральном соборе Свято-Троицкое братство, Яблочинский мужской монастырь, древний памятник православия в крае, был преобразован и возведен на степень первоклассного; в посаде Лесне, во времена унии бывшем центром латинской пропаганды, устроена православная женская община. В целях возвышения умственного и нравственного уровня духовенства и авторитета его в глазах иноверцев, преосвященный Леонтий преобразовал Холмскую бывшую униатскую семинарию по образцу всероссийских православных семинарий, для которой, по его настоянию, выстроено было прекраснее здание в Холме. Здесь же вскоре открыто было духовное училище, преобразованное из бывшей причетнической школы. Пр. Леонтий усилил благочиннический надзор за приходским духовенством, исходатайствовал от правительства увеличение окладов жалованья духовенству. В заботах об умственном и нравственном преуспеянии народа преосвященный Леонтий восстановил церковные братства и усилил их деятельность, увеличил число церковноприходских школ и церковноприходских попечительств, устроил приюты при Яблочинском монастыре и Леснинской общине, усилил церковную проповедь. Восстановленное преосвященным Леонтием в 1879 г. Холмское Православное Свято-Богородицкое братство для укрепления и преуспеяния православия в Холмской Руси в 1885 г. впервые выпустило в свет «Холмский народный календарь» с целью вытеснить из употребления в народе составленные в латинском и польском духе польские календари.
В воздаяние выдающихся заслуг по управлению Холмско-Варшавскою епархиею преосвященный Леонтий назначен был при лестном Высочайшем рескрипте от 17 ноября 1891 г. Московским митрополитом. Кратковременно было служение преосвященного Леонтия на кафедре Московской митрополии, полтора лишь года, но оно ознаменовано двумя важными событиями в церковно-общественной жизни русского народа, а именно: устройством церковно-народного чествования 500-летия со дня преставления преподобного Сергия Радонежского и фототипическим изданием всецело на средства преосвященного Леонтия Нового Завета, писанного рукою Святителя Алексия, митрополита Московского и духовного друга святого Сергия Радонежского.
Литературные труды митрополита Леонтия следующие: «Мысли о цели жизни человеческой», статья, напечатанная в «Духе Христианина» за 1864 г.; «Слова, поучения и речи в дни воскресные и праздничные», впервые изданные в 1867 г., переизданные в двух томах в 1876 и 1888 гг.; несколько слов, не вошедших в полное собрание, напечатано отдельно; «Письма» его, напечатанные в «Чтениях Общества и Древностей Российских» за 1908 г. и в «Русской Старине» за 1901 г, № 8, и «Из лекций по нравственному богословию», Сергиев Посад, 1892 г.
И. Корсунский, «Высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский» («Богословский Вестник», 1893 г., сентябрь, стр. 390–419). – Священник С. Петровский, «Семь Херсонских архиепископов», Одесса, 1894 г., стр. 111–118. – Протоиерей Н. Страшкевич, «Двадцатипятилетие служения преосвященного Леонтия», Варшава, 1887 г. – Священник П. В., «Высокопреосвященный Леонтий, митрополит Московский», Каменец-Подольск, 1893 г. – Е. В. Барсов, Передовая статья в «Московском Листке» за 1893 г., № 218. – А. Родосский, «Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской Духовной Академии 1814–1869 гг.», СПб., 1907 г. – «Собрание мнений митрополита Филарета», кн. V, стр. 491. – «Письма к Высочайшим Особам», его же, т. II, стр. 185, 207, 210 и 277. – Протоиерей Вакх Гурьев, «Архиепископ Леонтий на родине» («Странник», 1880, №№ 9–10). – «К двадцатипятилетию служения преосвященного Леонтия в святительском сане» («Холмско-Варшавский Епарх. Вестник», 1885 г., № 6). – Статьи о нем в «Холмско-Варшавском Епарх. Вестнике» за 1890 г., № 8 и 1903 г., № 36, «Душеполезном Чтении» за 1893 г., «Церковных Ведомостях» за 1891 г., № 50 и «Богословском Вестнике» за 1893 г., III, 335.