А.А. Половцов

Легашов, Антон Михайлович

Легашов, Антон Михайлович, художник, из пензенских мещан, ученик Варника. В детстве пристрастился сначала к музыке, потом к столярному ремеслу. Добравшись до Петербурга, он начал посещать Академию Художеств в качестве постороннего ученика и оказал большие успехи в портретной живописи. В 1824 г. он получил 1-ую и 2-ую серебряные медали за рисунки. Комитет Академии полагал произвести его в звание художника 14-го класса за исполненные им работы, но государь собственноручно написал такую резолюцию на записке управляющего Комитетом: «Я работу видел и нахожу, что рано давать чин; предоставить через год представить вновь работу и если усовершенствуется, то тогда можно будет дать чин». После этого Легашов продолжал заниматься художеством и в сентябре 1829 г. представил через президента на Высочайшее усмотрение написанный им портрет генерал-майора Хатова, но и на этот раз его работа не была признана удовлетворительной, и ему было объявлено, что «Его Величество, будучи недоволен рисунком его портрета, а особливо изображением рук, не соизволил на производство Легашова в чин 14 класса, – притом заметил, что столь несовершенной работы не следовало бы и представлять». Однако в конце 1829 г. Легашов получил чин и отправился в Китай при миссии. Здесь он быстро получил известность среди китайцев, которые, отбросив свои вековые заблуждения и предрассудки, толпами стекались в русское подворье, требуя портретов. Из отчета, присланного Легашовым в 1839 году, видно, что им в Пекине было исполнено 26 больших исторических и духовных картин и 24 портрета с важных китайских сановников. Кроме того, для русского подворья и храма при нем им были написаны: «Образ Спасителя», «Св. Дева», «Успение Богородицы», «Св. царица Елена», «Архистратиги Михаил и Гавриил», «Иисус Христос в Гефсиманском саду» и многие другие. Вернувшись из Пекина в 1841 г., Легашов просил Академию дозволить ему изготовить китайские краски и назначить его преподавателем; но в этом ему было отказано: Академия нашла, что европейские краски лучше китайских, а познания Легашова не так велики, чтобы определить его наставником Академии. Легашов гравировал крепкой водкой, почти в одних контурах, китайские типы и сцены. Скончался он 1865 г.

А. Н. Андреев, «Живопись и живописцы главнейших русских школ», стр. 560. – П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Имп. СПб. Академии художеств», ч. II, стр. 199, 240, 241, 429. – Д. А. Ровинский, «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX вв.», стр. 403. – «Иллюстрированная Газета», 1865 г., № 36.

Комментарии для сайта Cackle