Авраам (Шумилин), архиепископ Ярославский и Ростовский
Авраам, до пострижения Алексей Федорович Шумилин, архиепископ Ярославский и Ростовский, род. 16 мая 1761 г. в с. Быстром Крутицкой епархии, умер 18 апреля 1844 года, проживая на покое в Ярославском Толгском монастыре. По окончании курса наук в Крутицкой семинарии в 1782 г. Алексей Шумилин рукоположен был в священники в один из сельских приходов; в 1784 году переведен ключарем к Крутицкому кафедральному собору и вместе с тем назначен учителем поэзии в семинарии до упразднения Крутицкой епархии в 1788 г. С этого времени он с лишком 22 года находился при церкви Московского воспитательного дома, обучая воспитанников Закону Божию, и, наконец, в 1811 г. назначен протоиереем Московского Архангельского собора. 31 августа 1812 г., перед вступлением в Москву Наполеона, протоиерей Шумилин отправлен был с патриаршей, соборной и Троице-лаврской ризницами и патриаршей библиотекой, делами московской консистории синодальной конторы в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в тамошнем Спасо-Преображенском монастыре. В 1813 г., по освобождении Москвы от неприятеля, протоирей Шумилин возвратился в столицу с вверенным его попечению церковным имуществом. Овдовев, он принял 3 апреля 1813 года монашество. Нареченный Авраамом и возведенный в архимандриты, он 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Московского Златоустовского монастыря; 26 июня 1816 г. переведен в Московский Богоявленский, а 20 декабря 1817 г. – в Спасо-Андроньевский монастырь. В 1818 году, находясь в С.-Петербурге на чреде служения, архимандрит Авраам 21 июля хиротонисан в епископы Тульского и Белевского; 29 октября 1821 г. переведен в Астрахань архиепископом, а 7 мая 1824 г. – в Ярославль; на 1825 год он был вызван для заседаний в Св. синоде, а 22 августа 1826 года участвовал в священном короновании императора Николая I; в епархию свою прибыл только в 1827 г. 3 сентября 1836 г. согласно прошению преосвященный Авраам уволен от управления епархией с предоставлением иметь пребывание в Ярославском Толгском монастыре и управлять им. В течение своего 17-летнего епископского служения Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. В Туле он возобновил кафедральный собор и увеличил крестовую церковь. В ярославском архиерейском доме воздвиг храм в честь благоверных князей ярославских Феодора, Давида и Константина и устроил богатую серебряную раку для мощей этих святителей. Кроме того, он построил возле холодного теплый собор во имя Св. князей Василия и Константина, ярославских чудотворцев; для помещения соборян перестроил старый двухэтажный корпус в трехэтажный и в Ростовском Богоявленском монастыре построил дом для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный Авраам и к управлению делами своей паствы. Пройдя сам все степени церковного служения, начиная с должности сельского священника, он понимал нужды духовенства и всегда готов был прийти на помощь нуждающимся. Толгская обитель, назначенная архиепископу Аврааму для пребывания на покое, также многим обязана его неусыпным трудам: при Аврааме этот знаменитый монастырь совершенно обновлен. Из сочинений Авраама известны три слова: 1) о покаянии, 2) о причащении и 3) на день священ. коронования императора Александра I. Кроме того, в «Тульск. епарх. вед.» за 1869 и 1870 г. напечатаны его письма, а в «Церк. вед.» за 1890 г. – «Послание пастырям и служителям Ярославской епархии».
Ю. Толстой, «Списки архиереев», Спб., 1872, № 227, II; Строев, «Списки иерархов», Спб., 1877; Лебедев, «Моск. арх. кафедр. соб.», М., 1880; «Церк. вед.», 1890, № 4; «Летоп. о ростовских архиер.», изд. Об. люб. др. пис., 1890, стр. 25 и прим. 66; Розанов, «Ист. моск. епарх. упр.», т. III, ч. 1, 29; II, 118; Ровинский, «Подробный словарь русских гравир. портретов», 1886, т. I, стр. 5; «Преосвящ. еписк. Тульск.», Тула, 1865, стр. 56– 61; Геннади, «Словарь», т. I, 5; «Тул. епар. вед.», 1865, V; «Иерархи рост. яросл. паствы», Ярославль, 1864.