Адам (Зерникав), монах
Адам (Зерникав), православный богослов и монах Киево-Печерской лавры, писатель, род. в Кенигсберге 11 (21) сентября 1652 года, умер в лавре в 1693 или 1694 году. Отец его – голштинец, золотых дел мастер, славянин по происхождению, мать – немка, урожденная Фамм, дочь кенигсбергского золотых дел мастера. Зерникав – онемеченное славянское прозвание Черников – отнюдь не означает Черниговца. После смерти в 1658 г. своего отца Адам воспитывался у второго мужа матери, золотых дел мастера Я. Гофмана; со смертью матери (1666 г.) Адам хотел оставить школу, но, видя его успехи, учителя убедили Зерникава продолжать курс, а затем поступить и в Альбертинскую академию. Здесь Адам слушал право, политику, медицину и главным образом богословие под руководством ученейших профессоров Дрейера и Зедлера в 1669–1672 гг. Дрейер, будучи протестантом, учил уважать авторитет одной восточной церкви, а также соборов и св. отцов. В Альбертинской академии Зерникав прочитал написанное в Гельмштадте Митрофаном Критопулом «Исповедание веры восточной церкви», и оно произвело на него глубокое впечатление. Окончив курс академии, Адам занялся изучением римского права в Иене (с 2 июня н. ст. 1673 г ) и, раздумывая, какую бы выбрать карьеру, остановился на мысли ехать в Россию, «которая тогда не имела наук, но много благоприятствовала искусствам», как говорит Адам в своей автобиографии. С целью быть полезным в России он кроме римского права занялся математическими и военными науками, читая в то же время с увлечением и отцов восточной церкви в собрании книг одного лютеранского пастора. Узнав, что в Оксфорде находятся во множестве творения отцов церкви, как в рукописях, так и в отдельных изданиях, Адам поехал в 1677 году в Англию, в 1678 г. переехал в Париж и в следующем году предпринял путешествие в Италию Отсюда через Вену и Варшаву он проехал в Вильно, где прожил зиму. В 1680 году Адам явился в Чернигов к знаменитому Лазарю Барановичу, к которому имел рекомендательное письмо. Преосвященному открыл он свое намерение присоединиться к православию и ехать в Москву. Но архипастырь советовал прежде изучить русский язык; узнав же, что Адам изучал и военные науки, рекомендовал его гетману с целью удержать в Малороссии. О соединении с православной церковью преосвященный даже настаивал и в видах отречения от лютеранства Адам написал опровержение догматов протестантства как исповедание веры своей. При этом он составил и опровержение доводов поляка Цеховского о происхождении Св. Духа, что сильно и давно уже занимало ум Адама; кроме того, в это время он обработал трактат «О крещении». Писал еще Адам записки политического содержания. 20 сентября 1680 г., присоединен преосвященным Лазарем к православию, причем произнес при священнодействии символ веры по-латыни. Уже православным прибыл Адам в Киев, где настоятель лавры архимандрит Иннокентий Гизель был тоже обратившийся в православие протестант. Адам сблизился с ним и, воротясь в Чернигов, отправился оттуда с Димитрием, потом святым Ростовским, в Батурин, где представлялся гетману, уговорившему его вступить к себе в службу. С 9 января 1681 г. Адам поселился в Батурине и в ожидании летней кампании, могущей угрожать Батурину, составил проект укрепления его по правилам фортификации. Затем он думал ехать в Москву служить царю Федору Алексеевичу, но смерть этого государя разрушила мечты Адама. Тем не менее в 1683 году Адам был в Москве с 6 февраля по 14 марта и из виденного там вывел заключение, что поправить к лучшему положение свое службой в России не удастся. Потерпев неудачу, он написал в виде исповеди дошедшую до нас «Автобиографическую записку» и постригся в монахи. Это совершилось, вероятно, осенью 1683 г., потому что автобиография оканчивается 21 сентября этого же года. Записка эта была оставлена без внимания в конце XVIII в., и список ее, найденный недавно, напечатан в переводе в «Трудах Киевской дух. акад.», 1860 г., 3 кн., стр. 173–204.
Ф. Ф. Сидонский в Энциклопед. слов., т. I, стр. 572, составил статью «Адам Зерникав» только по латинскому предисловию Самуила Миславского, прилож. к проекту Зерникава «О исхождении Св. Духа от одного Отца», 1682, напечат. по-латыни в Кенигсберге в 2 ч., 1774–5 г.; «История русской литературы» Порфирьева, ч. I, 585; «Словарь» митр. Евгения; «Труды Киев. дух. акад.», 1860, кн. III.